Джерело: Голос Столиці
В Украине начнут внедрять масштабную программу безопасности дорожного движения. В ее рамках в течение трех лет планируют построить 500 кольцевых развязок, столько же островков безопасности и еще тысячу современных пешеходных переходов. Об этом рассказал премьер Владимир Гройсман. Он добавил, что сейчас в Украине качество дорог улучшается, однако это приводит к превышению скорости и росту других нарушений ПДД. Поэтому в последние годы, по данным главы Кабмина, на дорогах Украины погибли более 15 тысяч человек.
Удастся ли правительству реализовать задуманное, в эфире радиостанции Голос Столицы проанализировал директор программы «Инфраструктура» Украинского института будущего Владимир Шульмейстер.
Поможет ли программа безопасности дорожного движения улучшить ситуацию с безопасностью на дорогах? Какие еще меры она предусматривает?
— Это далеко не вся программа. Туда входят и разметки, и дополнительные средства, которые обеспечивают безопасность, это и контроль скорости, то есть, значительно больше.
Когда в Украине проводят реконструкцию, ремонт, строительство новых объектов инфраструктуры, то изначально не учитывают необходимость наличия таких элементов безопасности?
— Смотря кто и как строит. В случае, если это происходит за деньги Мирового банка или ЕБРР, то этому уделяется много внимания, потому что за этим — контроль, за использованием денег, и то, какой результат достигается, в том числе, и безопасность. К сожалению, в случае, если ремонты происходят за счет денег «Автодора», бюджетные деньги, то тогда, конечно, значительно меньше внимания. Дай Бог, чтобы уложили хотя бы верхний слой, не говоря уже о разметке, потому что зачастую это делается впопыхах, и прием работ осуществлялся до последнего времени «Автодором» — организацией, и они на это внимания обращает значительно меньше. То есть важно, чтобы был асфальт, а какой он, сколько он пролежит и как на нем безопасно ездить, это уже всегда было не в приоритете.
Вопрос нормативов в Украине не стоит?
— Нормативы есть. Понятно, что они пока еще не приспособлены к европейским, но такие требования у ЕС есть и те директивы, которые Украина сейчас должна по транспорту принять, их там порядка 50, там есть и директивы, связанные с безопасностью дорожного движения. И то, что произошло с 1 января, а именно, что 5% дорожного фонда будут направляться на безопасность дорожного движения, это — большой прорыв, и сейчас как раз именно об этом, об использовании этих 5%, а это — порядка от 1,5 до 3 миллиардов гривен в год.
Описано ли в нормативах, какими должны быть островки безопасности, современные переходы?
— Да, это все описано. Вопрос, чтобы сделать адаптацию к требованиям ЕС, но это как раз по программе вступления, присоединения Украины к правилам ЕС. И то, что там прописано, нужно будет Мининфраструктуры адаптировать. Чтобы понять разницу между дорогами, которые по правилам строятся в ЕС, а которые — нет, можно даже не выезжать за пределы Украины, можно проехаться по дорогам, которые ремонтируются за деньги мировых финансовых институтов, и на них посмотреть. Например, в сторону Житомира если ехать, то дорога сделана по правилам, потому что за этим контроль был европейских инженеров, которые осуществляли контроль за качеством дороги. В том числе, и элементов безопасности.
Улучшение дорог приводит к большему количеству нарушений ПДД, и это является основной причиной смертности на дорогах. Как бороться с этой проблемой?
— Вы знаете, так же, как и с коррупцией. В борьбе с коррупцией нужно, чтобы работали тюрьмы, чтобы работала система наказаний. Если система наказаний в виде штрафов не заработает, то все эти асфальты, все это приведет к ускорению копания ям на кладбищах. И это тоже входит в программу, о которой говорил премьер. Это штрафы, связанные с нарушением. Потому что в элементы безопасности входят и камеры, которые будут замерять скорость, и потом система наказаний должна обязательно тоже включится. А рассчитывать на сознательность водителей не приходится.
Фото-, видеофиксация поможет изменить ситуацию?
— Да. Причем, по расчетам, и это расчеты основаны на европейском опыте, реализация этих мер позволит уменьшить количество жертв на дорогах на 30%. Причем те цифры, которые называл премьер, а именно, 15 с копейками тысяч людей за 4 года, это в среднем 4 тысячи людей в год, это еще не учитывая тех, кто становится жертвами не сразу на дороге, а человек попадает после аварии в больницу, и в больнице если он погибает, то у нас это не считается жертва ДТП. А в Европе в течение месяца, если человек попадает в больницу и там погибает, то он тоже считается жертвой ДТП. И даже при этом плохом учете наших жертв, мы все равно далеко позади в списке по жертвам на дорогах. У нас гибнет очень много людей.
По технической оснащенности, в частности, средствами для фото-, видеофиксации, на каком этапе находится Украины?
— Еще в 2015 году, когда я работал в министерстве, об этом шла речь. И был вопрос о том, где это должно находится. Было принято решение, что этим занимается полиция, и где сейчас находится, я не знаю, но на дороге я системной видеофиксации не вижу. Большая проблема у нас с подходом к безопасности дорожного движения, это в оценке жизни человека, в принципе, в нашем государстве. Она очень занижена по сравнению с Европой. В Европе жизнь человека оценивается в миллион евро. Соответственно, если 4 тысячи людей у нас гибнет, по европейским меркам, это потери ВВП в 4 млрд долларов. То есть это — очень большие цифры. Это порядка 3-4% ВВП, и на это в Европе давно бы обратили внимание. А у нас цена человека — это 100-200 тысячи гривен. Поэтому и внимания на это не обращали до последнего времени.
Эти меры по повышению уровня безопасности на дорогах будут в основном внедряться в населенных пунктах?
— Это повсеместно будет происходить. И возвращаясь к экономическим расчетам, к тому, сколько будет тратиться на эти меры, то если на сегодня это от 1,5 до 3 млрд гривен, которые должны сэкономить 30% жизней на дорогах, и в пересчете, исходя из цифр Мирового банка, это 1,5 млрд долларов в год. То есть, по сути, у нас 1,5 млрд гривен должны экономить 1,5 млрд долларов для экономики.