Европейский Союз в очередной раз публично обвинил Польшу в нарушении европейского права, в частности в незаконной вырубке лесов в Беловежской Пуще. Этот заповедник – последний в Европе большой остаток древнего равнинного леса еще доисторических времен. Он включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1979 года и находится под защитой как международных конвенций ООН, так и европейского законодательства. Между ЕС и Польшей несколько лет продолжается ожесточенная борьба за этот лес. Официальная Варшава подала в Европейский суд с просьбой разрешить им вырубку лесов ради «потребностей в области здравоохранения». Впрочем, суд этот поляки проиграли, а ЕС запретили им трогать заповедник. За нарушение судебного решения предусмотрен штраф в 100 000 евро за один день незаконной вырубки.
Сегодня Еврокомиссия снова обвинила Польшу в нарушении законодательства. По их словам, Варшава игнорирует решение суда и продолжает вырубку Беловежской Пущи ради собственной выгоды. Как утверждают европейские чиновники, это вина нового польского правительства, которое в 2017 году дало разрешение на вырубку лесов под предлогом «борьбы с елочным короедом». В Брюсселе считают, что это надуманный повод. Впрочем, Варшава отвергает обвинения и отмечает, что в лесу действительно «эпидемия».
В этой ситуации интересно не просто сам конфликт вокруг Беловежской пущи и сохранения природы. Скандал – часть гораздо более широкого противостояния между Евросоюзом и Польшей. Это не только война за лес, а ещё и борьба за саму систему, ее правила, ценности и нормы. Варшава и Брюссель вошли в открытый конфликт после того, как к власти в Польше пришла националистическая права популистская партия «Право и справедливость». Национализм, частичный евроскептицизм, популизм и непомерные амбиции новой польской власти привели к прямому столкновению с европейскими чиновниками в Брюсселе и сторонниками усиления наднациональных органов ЕС. Польша начала активно подрывать позиции еврооптимистов, бросив вызов самой системе, стремясь увеличить свой политический вес в ЕС и стать лидером Восточной Европы. Соответственно, в рамках этой политико-идеологической борьбы между ЕС и Польшей вспыхнуло несколько конфликтов, которые привязаны к конкретному спорному вопросу реформирования Союза.
Проблема с заповедником Беловежской Пуще – это часть войны Польши с намерениями Брюсселя усилить свои судебные наднациональные органы. Варшава требует от ЕС уменьшить влияние своих судов на политику стран-членов. В правящей польской партии считают, что это наступление на их суверенитет. Зато официальный Брюссель считает, что Польша подрывает авторитет ЕС в пользу собственных интересов, пренебрегая общими ценностями. Конфликт имеет общеевропейское значение и потому, что его результат привязан к репутации обеих сторон противостояния. Если Варшава уступит Евросоюзу в этом вопросе, то рейтинг партии для своего электората упадет, и Польша проиграет битву за свое «региональное лидерство». Если же ЕС оставит этот вопрос просто так, то покажет свою слабость и неэффективность Европейского суда, против которого так открыто выступают польские чиновники. Ставки в этой игре стали слишком высокими, чтобы просто «сбросить карты».
Но в этой игре стороны необязательно пойдут ва-банк. Вероятно, Польша может использовать (и скорее всего, так и сделает) проблему незаконной вырубки леса как разменную монету. Согласившись с решением Европейского суда прекратить вырубить лес в Беловежской Пуще, Варшава потребует от Брюсселя закрыть глаза на внутреннюю польскую судебную реформу. Последняя вызывает негативную реакцию в ЕС, ведь там считают, что ограничивая работу судов, Польша нарушает принципы независимой судебной ветви власти и демократии. Брюссель даже угрожал ввести санкции против Польши через авторитарные тенденции и нарушения принципов Евросоюза. Для поляков разменять лес на избежание санкций и такого токсичного для них вопроса судов – это лучший вариант из всех возможных, но Варшаве это ничего не будет стоить.
Европейско-польское противостояние следует рассматривать в контексте более широкой борьбы между традиционными европейскими силами и националистическими популистскими партиями во всей Европе, которые сейчас постепенно оформляются в конкретные блоки. А по мере того, как приближаются выборы в Европарламент 2019 года, все громче будут поднимать вопросы реформирования ЕС. А каждая сторона имеет собственные проекты реформ, которые не коррелируются между собой. И конфликт вокруг Беловежской Пущи – лишь один из инструментов противостояния между этими проектами.