Источник: Зеркало недели
Именно Счетная палата должна выявлять расхитителей бюджетных средств.
“Страна конкурсов и комиссий” — именно так в шутку называют Украину иностранные аналитики и эксперты. Действительно, спрос на тотальное обновление ключевых государственных органов и недоверие общества к объявленным властью конкурсам рождают предложение в виде формирования разных комиссий, советов общественного контроля, которые должны следить за честностью и открытостью процедур.
И если в одной сфере желание общественности приобщиться к мониторингу процесса формирования кадрового состава государственного органа является значительным и даже зашкаливает, то в других его вообще нет. Так, можно констатировать, что формирование судейского корпуса интересует активных представителей гражданского сектора намного больше, чем, например, конкурс в высшее аудиторское учреждение государства — Счетную палату. Не проявляют особой активности в освещении этой проблемы и средства массовой информации. Мало комментируют ее и народные избранники. Почти никто при этом не задумывается над тем, что одного честного суда мало, чтобы преодолеть коррупцию, если в государстве не будет работать не менее честный и эффективный механизм выявления расхитителей бюджетных средств.
Одной из частей такого механизма может стать обновленная Счетная палата Украины. А может и не стать. Все зависит от того, состоится ли обещанное и ожидаемое обновление. Согласно Конституции и законам Украины этот орган от лица Верховной Рады осуществляет контроль за поступлением средств в государственный бюджет Украины и их использованием. Действует коллегиально в количестве девяти членов, которые должны избираться на конкурсной основе. Закон устанавливает, что членом Счетной палаты может быть гражданин Украины, не младше 30 лет, который владеет государственным языком и одним из официальных языков Совета Европы, имеет высшее образование не ниже степени магистра, общий стаж работы не менее семи лет, стаж работы в сфере государственного контроля (аудита), экономики, финансов или права не менее пяти лет и безупречную деловую репутацию. Несмотря на то, что этот конкурс очень похож на другие по требованиям и процедурам, внимания к нему в разы меньше. Для этого достаточно сравнить информацию, размещенную на сайтах комитета Верховной Рады по вопросам бюджета и Высшей квалификационной комиссии судей или Высшего совета правосудия. Так, официальный ресурс профильного комитета, кроме информации о кандидатах на должность членов Счетной палаты, не содержит дополнительных данных о ходе конкурса. Для сравнения: все испытания (тестирование, выполнение практических заданий), собеседования с кандидатами на выборах судей или сотрудников антикоррупционных органов транслируются в сети Интернет.
Важно, что заключительные и переходные положения нового Закона “О Счетной палате” устанавливали для Верховной Рады двухмесячный срок для назначения новых членов, истекший еще два года назад. Несколько провальных голосований, объявление повторного конкурса — и имеем абсурдную ситуацию, при которой единственный орган законодательной власти не соблюдает правила, которые сам же и определил. Результатом такой недальновидности парламентариев стало совместное письмо руководителя Представительства ЕС в Украине Хюга Мингарелли и посла Германии в Украине Эрнста Райхеля к председателю Верховной Рады Украины, в котором Евросоюз сообщил о замораживании международной технической помощи ЕС Счетной палате до выборов нового ее состава и предупредил, что промедление с выборами членов этого органа в дальнейшем может негативно сказаться на выделении очередного транша макрофинансовой помощи ЕС Украине.
Таким образом, теперь от способности Верховной Рады коренным образом обновить кадровый состав Счетной палаты зависит не только действенность этого органа, но и международный авторитет государства, его инвестиционная привлекательность. В этом аспекте привлекает внимание тот факт, что среди 43 кандидатов, изъявивших желание принять участие в повторном конкурсе, фигурируют фамилии тех, кто работал во времена так называемой преступной власти, что заслуживает внимания сторонников люстрации и общественных активистов.
Среди претендентов в повторном конкурсе есть также и действующие члены Счетной палаты, которые в апрельском конкурсе потерпели фиаско, однако сегодня снова хотят быть избранными на эти “хлебные” места. Отголоски их величественных “достижений” и выдающихся “прорывов”, предоставления недостоверной информации и присвоения чужих заслуг на протяжении многих лет на высоких должностях членов Счетной палаты неоднократно описывались средствами массовой информации, но никаких негативных последствий для них не имели.
Некоторые факты должны были безусловно стать предметом уголовного производства. Например, утаивание “Отчета о результатах проверки использования средств, выделяемых из Государственного бюджета Государственному авиационному предприятию “Украина”, который должен был рассматриваться 21 декабря 2011 г. В результате контрольного мероприятия специалистами Счетной палаты было выявлено много финансовых нарушений и злоупотреблений на миллионы долларов США. Указанный отчет находится в Счетной палате, однако по неизвестным причинам не был передан ни в правоохранительные органы, ни в Верховную Раду или Кабинету министров. Сейчас эти материалы направлены в Национальное антикоррупционное бюро и Национальную полицию, посмотрим, заинтересуются ли ими соответствующие органы.
Разоблачая деятельность таких “государственных мужей”, нужно всегда помнить, что коррупционные скандалы становятся движителями антикоррупционной борьбы, своеобразными инструментами ограничения коррупционных практик, стимулом к созданию новых антикоррупционных политик и усилению контроля. И об этом должны помнить не только общественность, но прежде всего народные избранники, от которых зависит, кто будет работать в таком важном для страны органе.
А пока в Украине создают новые антикоррупционные чрезвычайные органы или особые суды и никак не определятся с тем, в каком составе и “под кого” в дальнейшем будет работать Счетная палата, соседняя Польша демонстрирует, что именно независимый аудиторский орган высшего уровня способен обеспечить надлежащую доказательную базу для выявления и наказания коррупционеров. При этом Наивысшая изба контроля (NIK), основанная еще в 1919 г., не объявляет о подозрении, не предъявляет обвинений, не осуждает преступников, однако предоставляет качественный анализ ситуации, что является необходимой составляющей работы парламента, правительства и правоохранительных органов.
NIK является своего рода мозговым центром страны, позволяющим сделать государство максимально комфортным для жизни простых граждан, обеспечить слаженную работу всех его механизмов и эффективно использовать деньги налогоплательщиков. Это учреждение пользуется неоспоримым авторитетом среди государственных органов страны и наивысшим доверием в польском обществе (больший процент только у католической церкви). Выявляя проявления халатности, NIK ставит перед министерствами и ведомствами вопрос о профессиональной пригодности высоких должностных лиц, обнаружив проявления коррупции, передает материалы в правоохранительные органы, выявив пробелы в законодательстве, инициирует изменение законов перед парламентом и обязательно отслеживает выполнение своих рекомендаций. За отказ от предоставления субъектом проверки документов аудиторам NIK законодательством Польши предусмотрена уголовная ответственность!
Президент NIK при выполнении своих должностных функций абсолютно независим от любой ветви власти, его иммунитет закреплен на уровне Конституции Польши. Сложность его увольнения с должности можно сравнить только с процедурой импичмента президенту. Эта должность одна из наиболее авторитетных в государстве. В новейшей истории Польши существует пример, когда президент NIK Лех Качиньский стал сначала мэром Варшавы, начав свою каденцию в столице под лозунгами ликвидации коррупционных группировок, паразитировавших на городе, и восстановлении порядка, а через три года “варшавский шериф” был избран восьмым президентом Республики Польша.
Действующий президент NIK Кшиштоф Квятковский является известным и авторитетным государственным деятелем не только у себя в стране, но и за ее пределами. Подтверждением международного признания господина Квятковского стало его избрание вице-президентом EUROSAI (Европейской организации высших аудиторских учреждений). В начале ноября с.г. он находился с рабочим визитом в Украине, в ходе которого провел ряд встреч с высокими должностными лицами нашей страны и выразил готовность поделиться успешным опытом борьбы с коррупцией. Примечательно, что ни на одной из встреч не было временно исполняющего полномочия главы Счетной палаты, который также является кандидатом в обновленную Счетную палату.
На примере Польши можем увидеть вес Счетной палаты в общей системе государственной власти и особенно в системе борьбы с коррупцией. Так что будем надеяться, что дальнейшее развитие событий вокруг формирования такого важного органа в системе управления государственными финансами Украины вскоре станет одной из топовых тем для общественных активистов и журналистов.