Допрос ростовского беглеца, бывшего президента Украины Виктора Януковича, самое обсуждаемое событие дня. Но для нас интересен даже не сам допрос, ведь с самого начала было ясно, что он бесполезен для следствия, а то, кому он был выгоден, и какого сорта «зрада» и «зрадники» стоят за ним.
Почему допрос свергнутого президента заангажирован, и кто остался в плюсе от появления Януковича в информационном пространстве – в своем интервью журналистам 24 канала рассказал Антон Геращенко, директор программы реформирования судебной и правоохранительной систем УИБ, советник министра внутренних дел. Институт, с позволения сторон, публикует расшифровку этой беседы.
– Антон Юрьевич, Вы назвали допрос заангажированным. Можете аргументировать?
– Суд мог не давать согласие на допрос Януковича в качестве свидетеля. На мой взгляд, такое решение могло быть продиктовано давлением со стороны российской власти. Более того, суд множество раз мог остановить Януковича в процессе допроса. Например, в суде Янукович зачитывает свои свидетельские показания с листа бумаги. В статье 66 УПК четко говорится, что свидетелю разрешено зачитывать что-либо с бумаги только, если его показания содержат большое количество цифр и расчетов, которые сложно держать в памяти. Как, например, во время допроса о налоговых преступлениях. Это не тот случай. Дело касается обвинения пятерых беркутовцев в убийствах в феврале месяце на улице Институтской. В таком случае суд должен был перебить Януковича и сказать: извините, это не относится к предмету рассмотрения. Однако, мы наблюдаем в эфире ключевых центральных телеканалов Украины просто пиар-пародию Виктора Януковича. Я делаю заключение, что Россия и бывшие украинские чиновники продолжают влиять на украинские суды, дергают их за ниточки, потому что при любых других обстоятельствах такой допрос не должен был бы состояться.
При этом также хочу напомнить, что Генеральная прокуратура многократно обращалась к российской стороне с просьбой организовать допрос Януковича как обвиняемого, как подозреваемого, все эти случаи оставались без рассмотрения. Поэтому сегодня Юрий Луценко приехал в суд и, как Генеральный прокурор, зачитал Виктору Януковичу подозрение в совершении преступления, а именно – в государственной измене и подрыве территориальной целостности Украины (110-111-я статьи Уголовного Кодекса). Это самое простое, легко доказуемое обвинение в отношении Януковича. Оно базируется на письме Виктора Януковича президенту Путину, которое было зачитано представителем России в совете безопасности ООН Виталием Чуркиным. Там говорится следующее: «Я, президент Украины, обращаюсь к Российской федерации с требованием ввести войска в Украину». Это является ничем иным как государственной изменой и подрывом территориальной целостности Украины, за что Янукович в числе десятков, если не сотен, других преступлений рано или поздно понесет заслуженную ответственность.
– Какая ответственность предполагается за упомянутые Вами преступления?
За государственную измену – до 15 лет лишения свободы.
– Чем поможет следствию то, что озвучил сегодня Янукович?
– В том-то и вопрос. Изначально было ясно, что допрос Януковича по данному делу, никоим образом не поможет в его рассмотрении. Ни стороне обвинения, ни самому суду его слова не могли никак помочь разобраться в деле. Решение судей, которые назначили данный допрос по ходатайству защиты, по всей видимости было продиктовано не в совещательной комнате суда.
Тем не менее, решение допросить Януковича в качестве свидетеля – законное. Т.е. нельзя сказать, что у суда не было права постановить подобное решение. Суд мог бы пригласить на допрос в качестве свидетелей и меня, и вас, но мы еще меньше можем рассказать о событиях на Институтской, чем Виктор Федорович.
Но Янукович никогда не дал бы показания против себя. Это же очевидно. И второй вопрос, если бы Янукович был лично знаком с этими беркутовцами или если бы они были в его подчинении, тогда это было бы обосновано, а в данном случае – что он может рассказать? Конечно же, он скажет, что, мол, я никаких приказов стрелять не давал. Беркутовцев этих знать не знаю, вижу и знаю только из средств массовой информации. То же самое могут сказать обвиняемые беркутовцы: никогда не видели Януковича, кроме как по телевизору, никаких приказов от него не получали. Тем временем, суд вместе с обвинением должен рассматривать только один вопрос: что делали эти пятеро граждан на Институтской, кто им выдал оружие, боевые патроны, кто отдал приказ разместиться на Институтской, кто отдал приказ или почему они начали стрелять по безоружным майдановцам. Вот то, что должно быть предметом рассмотрения в суде. Необходимо установить истину: виновны ли данные лица в убийствах на улице Институтской или не виновны. Вот и все. Нужно допрашивать экспертов, свидетелей тех событий, тех, кто остался в живых, журналистов, которые снимали происходящее в те дни. Но никак не Януковича.
Так называемые «беженцы» из окружения Януковича и сам Янукович находятся в полной власти РФ. Они будут говорить и заявлять то, что им диктуют из Кремля. Огромное количество средств массовой информации в Украине контролируется и направляется из РФ. Начиная от телеканала Интер и заканчивая рядом других телеканалов, владельцы которых живут в Москве последние три года. Это известный факт. В Интернете действуют сотни сайтов, которые финансируются российской стороной. Действуют тысячи троллей, ботов, направляемых спецслужбами РФ, в один момент разбрасывающих информацию по нашим соцсетям, которую выгодно рассеивать и которая сеет в украинцах неверие в собственные силы и в государство, сталкивает лбами русско- и украиноязычное население страны и т.д. Все это продолжается.
К сожалению, украинская власть еще очень слаба. Нас называют «плюшевая хунта». Власть слаба для того, чтобы закрыть интернет-пространство Украины для проникновения из РФ, как это сделали в других странах, навести порядок с финансированием телеканалов, которые сейчас финансируются беженцами из окружения Януковича, уведшими сотни миллионов миллиардов в РФ, установить собственников целого ряда украинских телеканалов и средств массовой информации. Общеизвестно, например, что холдинг «Вести» принадлежит бывшему главе налоговой Клименко, а совладельцем этого же холдинга в конечном счете является Арбузов, бывший первый вице-премьер министр.
До сих пор украинская власть проявляет чудеса толерантности, в том числе и обращая внимание на декларацию прав человека и свободу слова. Хотя я считаю, что в условиях войны, когда враг на твоей территории может вещать все, что угодно, вопросы свободы слова должны рассматриваться несколько по-другому. Попробуйте раздавать листовки в Москве с призывами об освобождении Крыма – вас заберут в полицию в течение получаса. Попробуйте в Госдуме позадавать вопросы о том, как депутаты относятся к оккупации Крыма. А вот у нас в Верховной Раде ходит целый ряд представителей неких сайтов и задает провокационные вопросы.
– Как еще может Россия использовать в своих интересах этот допрос?
– Он уже использован по полной программе! Показывают центральные российские телеканалы, украинские телеканалы, которые, в т.ч., имеют определенную зависимость со стороны РФ. Однако, к счастью, в нашем обществе понимают, что слова Януковича – это сплошь ложь, ложь и ложь. Поэтому никаких изменений к лучшему для себя он точно не достигнет. Он ненавистен даже тем людям, которые по призыву российской пропаганды подняли свою руку против независимости Украины на Донбассе и в Крыму.
Тем не менее, появилась возможность Юрию Луценко публично озвучить подозрения. При чем заметьте, в момент, когда Юрий Луценко начал зачитывать заявление, все вещание сразу прекратилось. Януковичу, видимо, стало так противно и так нехорошо, что Кремль решил не травмировать свою марионетку.
Так что это не был допрос с целью выяснения истины. Это чистая пиар-акция ни более, ни менее.
– Можно ли устроить такой допрос, который действительно принесет пользу?
Только тогда, когда РФ перестанет оказывать давление. Тогда, когда Януковича будут допрашивать не как свидетеля. У меня есть много вопросов к судьям. Я повторюсь: у них была тысяча возможностей отказать защите. Теперь же, я уверен, прошлыми решениями этих судей и их личностями очень заинтересуются правозащитники и я лично.
– Есть ли реальная возможность привлечь к ответственности Януковича?
На сегодняшний момент мы приняли законодательство, которое позволяет привлекать к ответственности заочно. Т.е. суд будет проходить заочно: будут предъявлены обвинения, выступать его адвокаты, Янукович сам может выступать в формате онлайн и будет вынесено решение суда о его виновности или невиновности. Я не предвижу вердикта «невиновен». Самым первым будет обвинение в государственной измене, поскольку есть вышеупомянутое письмо. Конечно, Янукович может заявить, что это не его письмо, и он его не писал. Но тогда РФ перед всем миром окажется государством-фейком, поскольку их официальные представители в ООН зачитывают непонятные записки непонятно откуда взявшиеся. Это самое простое дело и оно пойдет в суд в ближайшие несколько недель. Я думаю, этим делом будет положено начало.
Вам також буде цікаво:
(Анти)корупційна стратегія: топ-3 прорахунки проєкту
Майбутнє університетів
Віктор Гузн поділився досвідом Естонії у електронному управлінні державою
Russia in details: events and trends in Russia over the last week (09.05-13.05)
Амелін критично оцінив пенсійну реформу Кабміну
Михайло Басараб: Український уряд може запропонувати альтернативу Мінським домовленостям