» Без категорії » Готова ли Украина к надвигающемуся мировому кризису?

Готова ли Украина к надвигающемуся мировому кризису?

Мир находится в ожидании нового финансового и экономического кризиса. Аналитические и инвестиционные компании нагнетают прогнозами, рынки акций лихорадит, ставки растут.  

Почему так происходит?

Исторически сложилось, что каждые 10 лет мировая экономика проходит некий процесс обновления. Тренды, которые привели к интенсивному развитию каких-то процессов, рынок  корректируются, экономика и рынки возвращаются к более равновесному состоянию.

Мы помним кризис 1998 года, который был вызван перегревом экономик азиатских стран. Он начался с девальвации тайского бата и в течение месяца распространился на экономики Индонезии, Малайзии и Южной Кореи. Последствия кризиса в виде оттока капитала с развивающихся рынков и падения цен на сырье привели к глобальным последствиям: дефолту в России (1998 г.) и Аргентине (2001 г.).

Следующий кризис был спровоцирован бумом ипотечного кредитования в США. В 2008 году лопнул «пузырь» на американском рынке недвижимости, что обернулось массовыми банкротствами, колоссальными убытками банков и других финансовых организаций. Миллионы людей в Штатах потеряли работу. Кризис привел к обвалу финансовых рынков, падению мировой экономики и сокращению реальных доходов населения не только в США, но и по всему миру.

Сейчас инвестиционные банки и международные аналитические центры ожидают новый кризис, который, по их мнению, должен начаться в 2018-2019 гг., но, судя по всему, состоится в 2019-2020 гг.
https://www.theguardian.com/business/2018/sep/13/recession-2020-financial-crisis-nouriel-roubini
https://dailyreckoning.com/the-next-financial-crisis-is-right-on-schedule-2019/

Торговая война между США и Китаем ударит по всей мировой экономике

Большой зоной риска для мировой экономики является торговая война США и Китая. Обострение отношений между странами может привести к серьезному замедлению темпов роста экспорта из КНР и, как следствие, экспортоориентированной китайской экономики. По оценкам МВФ, потери Китая могут составить до 2% роста ВВП за следующие два года

Китай, продавая больше, чем покупал, смог сформировать резервы в иностранной валюте более $3 трлн., преимущественно в долларах, которые были в том числе инвестированы в американские долговые ценные бумаги.

Сейчас, вследствие выравнивания торгового баланса (снижения профицита), Китай теряет возможность финансировать американскую экономику (через покупку суверенных долговых бумаг).

Это даст определенные проблемы как для китайской экономики – через торговую войну, замедление экономического роста и проблемы с обслуживанием накопленных долгов, так и для американской. Дефицит бюджета США в 2017 году составил $666 млрд. или 3,5% ВВП. Сокращение дефицита Бюджета приведет к замедлению роста американской экономики, поэтому штаты продолжают покрывать растущий дефицит за счет эмиссии и продажи облигаций.  Раньше Китай довольно активно скупал американский долг, однако ситуация кардинальным образом меняется.

По оценкам аналитиков AXA Investment Managers, из-за торговой войны США могут потерять 1% ВВП в течение следующих 2 лет. Потери мировой экономики могут составить $430 млрд. или 0,5% ВВП.

Повышение ставки ФРС грозит дефолтами по всему миру   

По данным IIF, у развивающихся стран до конца 2019 года подойдет срок погашения облигаций и синдицированных кредитов на $2,7 трлн, около трети из которых номинированы в долларах

После кризиса 2008 года крупнейшие центробанки мира, во главе с ФРС США, проводили политику количественного смягчения и снижали процентные ставки до исторических минимумов. Этот шаг дал свой положительный результат, мировая экономика вышла из рецессии.

Однако избыток дешевой ликвидности имел и другой эффект. В течение нескольких лет инвесторы активно скупали суверенные облигации развивающихся стран на фоне их более высокой доходности по сравнению с бондами ЕС, США, Японии. Росли корпоративные заимствования. На финансовых рынках надувались новые пузыри.

Мир еще не успел в полной мере почувствовать последствия длительной накачки дешевыми деньгами, а они могут оказаться весьма непредсказуемыми – от дефолтов отдельных стран до коллапса всей мировой финансовой системы.  

Сейчас, когда ставки растут (ФРС уже три раза за год повысила ключевую процентную ставку и собирается этот делать в четвертый раз в декабре), стоимость обслуживания накопленных долларовых долгов возрастает, а привлекать новые займы становится все дороже. Это ухудшает перспективы роста развивающихся стран. Ресурс для поддержания их экономического роста ограничен. Вместе с относительно низкими ценами на сырьевые активы, снижающимися экспортными доходами и ослаблением национальных валют это может стать ударом для их слабеющих экономик. Об этом эксперты Украинского Института Будущего писали еще в прогнозе на 2018 год.

Угрозы дефолта среди развивающих стран в 2019 году будут нарастать. Вполне вероятно, что долговой кризис начнется с Китая, где неуклонно растет корпоративный долг,  и отразится в том числе на Европе. Потому что Европа, в частности Германия, является одним из крупнейших внешнеторговых партнеров Китая.

Среди стран, которые находятся в зоне риска, OECD называет Турцию, Аргентину, Бразилию. По данным IIF, проблемы в 2019 году могут возникнуть у Аргентины, Колумбии, Египта, Нигерии, Мексики, ЮАР, Бразилии и Турции.

Мировой кризис докатится и до Украины

Почему Украина зависит от глобальных процессов.

  1. Украина – экспортоориентированная страна (доля экспорта в ВВП более 50%), причем наш экспорт – сырьевой (около 70% – сырьевые активы). Повышение учетной ставки ФРС оказывает давление на стоимость сырьевых ресурсов, а вслед за ними и на доходы украинских экспортеров. Если темпы роста мировой торговли будут снижаться, упадет внешний спрос на украинские товары. И как результат, сократится внутреннее производство, ухудшится торговый баланс, просядет национальная валюта и реальные доходы украинцев.
  2. Украина имеет большие долги, которые нужно отдавать и обслуживать (в перспективе 5 лет около $40 млрд.). Мы выходим на внешние рынки заимствований. Чем дальше мы выходим, тем дороже нам обходится обслуживание. В 2019 году Украина только за обслуживание внешних долгов должна отдать $2 млрд., еще $4,3 млрд. – это погашение. То есть около 5% экономики мы тратим не на армию, а на обслуживание и погашение долгов.

В случае начала кризиса Украине нужно быть готовой к тому, что мы не сможем финансировать внешние долги, привлекать новое финансирование. Также упадет стоимость сырьевых активов, которые мы экспортируем, соответственно упадет валютная выручка. Мы можем получить серьезную волну девальвации, соответственно инфляции, обеднение населения.

Волна кризиса, которая докатится до Европы, сделает большую часть рабочих мест, занятых сегодня украинскими «заробитчанами», ненужными.

Во-первых, мы можем получить падение перечислений от «заробитчан» в Украину. Если мы ожидаем в этом году $12 млрд, в следующем году их может быть меньше $10 млрд. А это фактор давления на платежный баланс и усилит риск девальвации гривны.

Во-вторых, эти люди вернутся в Украину. С одной стороны, это экономически активные люди. Но они вернутся в страну тогда, когда здесь замораживается деловая активность. Мы можем получить дополнительные социальные проблемы, протесты, требования повысить социальный стандарты, а за ними и фискальную нагрузку. Это то, что сегодня делают украинские политики – популизм, который имеет крайне негативные долгосрочные последствия для экономики.  

Есть ли выход?

Понимание любой проблемы – это первый шаг к ее решению. Любой кризис можно преодолеть, если к нему подготовится. Для Украины таким решением может быть следующий классический набор инструментов и решений:

  1. Системная Стратегия развития экономики, которая дает базу и уверенность для национальных и международных инвесторов независимо от экономических циклов. Именно над такой стратегией сейчас работают эксперты Украинского Института Будущего.
  2. Фискальная политика. Чтобы в Украину зашли инвестиции, нам необходимо сбалансировать соотношение риска и доходности. Одним из таких инструментов является замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал, как об этом не раз писал Украинский Институт Будущего. И, возможно, в будущем замена НДС налогом с продаж. Это более дальняя перспектива, но тем не менее в следующие 5 лет абсолютно реализуема. Это создаст иное фискальное поле для иностранных инвесторов.
  3. Правовая система. Мы видим улучшение качества правосудия Украины, но оно является критически низким по сравнению с другими юрисдикциями, к которым присматриваются инвесторы. Поэтому независимо от кризиса, его наличия или отсутствия, правовая система должна быть ключевой в фокусе внимания, как для нынешнего правительства, так и для следующего, которое будет сформировано по итогам выборов. Правовая система – это зона стабильности и для граждан, и для инвесторов, внутренних и внешних.
  4. Энергетическая адженда вместе с изменением сальдо торгового баланса. Украина импортирует энергоресурсы в совокупности на сумму $11-12 млрд. в год, из них газа, нефти и нефтепродуктов – на $8 млрд. При том, что мы имеем в избытке собственные ресурсы. Изменение политики доступа инвесторов к недрам и стимулирование этой активности позволит Украине значительно снизить объемы импорта, выровнять торговый баланс, создать новые рабочие места, стать более самодостаточным игроком на европейском рынке и иметь достаточно ресурсов как для социального обеспечения, та и для финансирования армии и обороны.
  5. Снятие моратория на землю. Только этот шаг позволит привлечь в экономику Украины от $30 до $50 млрд. инвестиций в перспективе пяти – десяти лет, при чем большая часть этих инвестиций будет внутренними.

Приведенные шаги не являются сложными. Они давно обсуждаются в экспертном и инвестиционном сообществе, они направлены на снижение рисков и уменьшение зависимости Украины от внешних рынков, создание условий для развития самодостаточной и устойчивой украинской экономики и создания для украинцев, действительно, достойного качества жизни.

Анатолий Амелин, директор экономических программ Украинского института будущего

Залишити Коментар