В Международный день памяти жертв радиационных аварий и катастроф, 26 апреля, состоялась встреча Лукашенко и Порошенко. Точнее, две встречи. Одна, которую с удовольствием обсуждают украинские журналисты, в Чернобыле. Возле 4-го энергоблока президенты обменялись красивыми словами, пообщались с прессой. СМИ разобрали выступления на цитаты — появилась и «ось добра» и «беларусы приедут в Украину на тракторе». Были эксперты, которые успели заявить, что своим выступлением Порошенко, якобы «загнал своего коллегу в угол».
Действительно важные события прошли несколько позже, уже на беларуской территории — в деревне Лясковичи. Там, подальше от чужих глаз, президенты обсуждали темы торгово-экономического, политического сотрудничества. Вот эта часть намного более интересна и важна, чем множество красивых слов и крылатых фраз.
Что обсуждали президенты
Беларусь – достаточно важный торговый партнёр для Украины. Более того, учитывая, например, критическую зависимость Киева от беларуских поставок нефтепродуктов, важный не только в экономическом плане, но и как условие обеспечения национальной безопасности. На этом фоне «замирение» Минска и Москвы, проявившееся в окончании полуторагодовой нефтегазовой войны, вызывает в Украине определённую тревогу – не было ли в условиях компромисса дополнительных вопросов.
Минск сегодня работает над уравновешиванием баланса внешней торговли. В планах правительства (принятых и опубликованных) довести соотношение РФ-ЕС-страны «дальней дуги» до формулы 30-30-30 (Сегодня на РФ приходится более 47% экспорта). В таких условиях Украинский рынок является ключевым: с одной стороны это замещение российскому по ряду товарных групп. С другой, благодаря отработанной схеме «легализации» продукции как товара чужой страны – выход на рынки ЕС по товарным группам, на которые действуют (или могут быть введены) различного рода ограничения (объёмы, повышенные пошлины и так далее).
Если схематично обозначить интересы сторон, то для Украины в переговорах были важны темы:
- безопасность,
- надёжный импорт критически важных товарных групп,
- научная и научно-техническая кооперация
- использование беларуси как посредника в торговле с РФ
Для Республики Беларусь:
- рынок сбыта беларуской продукции,
- расширение сборочных мощностей на территории Украины (сегодня работают по меньшей мере 5 СП, производящих от тракторов до военных грузовиков),
- научная кооперация,
- транзит и, возможно добыча нефти,
- использование Украины как посредника для выхода на рынки ЕС.
Отдельной темой стоит развитие военно-промышленной кооперации. Не зря новые послы в Минске и Киеве, кроме большого дипломатического опыта, имеют ещё одну общую страницу в биографии – оба во время дипломатической службы занимались вопросами военного сотрудничества, продвижением продукции ВПК своих стран.
Стоит упомянуть также успешные предложение украинской стороны на осеннем заседании межправительственной комиссии по развитию торгово-экономического сотрудничества. Киев сделал Минску ряд очень привлекательных предложений. В частности:
- транспортировка нефти для беларуских НПЗ по трубопроводу Одесса-Броды
- интенсификация работ по восстановлению речного пути из Чёрного Моря в Балтийское (по крайней мере до верховий Березины, Днепра и по Припяти, Днепробугскому каналу до Бреста.
- содействие созданию СП по производству автомобильной и другой техники на территории Украины
Были предложения и в области ВПК, но о таких вещах лучше говорить после официального релиза результатов.
Темы для обсуждения были важны. И, что примечательно, оба президента, судя по их виду, остались довольны обсуждением. Пресс-службы руководителей государств оказались на удивление немногословными. Как будто оба руководителя потратили сутки только на то, чтобы наговорить друг другу комплиментов да сходить в церковь.
Но то немногое, что прошло в СМИ, позволяет делать выводы. Особое упоминание ряда перспективных проектов и развития сотрудничества в транспортно-логистической сфере, исходя из предыдущей истории отношений может свидетельствовать о дальнейшей работе над речным транспортом, использованием беларусью мощностей украинских портов.
Упоминание нефтехимической отрасли наряду с логистикой оставляет надежды на то, что несмотря на увеличение поставок российской нефти на беларуские НПЗ, Минск не отказывается от проекта поиска альтернативных поставщиков. Кроме того, беларуские предприятия уже участвуют (пока как подрядчики) в развитии украинской нефте- и газодобычи. Беларусь в 2016 году выражала готовность самостоятельно проводить и разведку и добычу на украинской территории. Если это произойдёт в 2017 году — это будет действительно знаковым событием для обеих стран.
Создание совместных предприятий, на которых делали акценты оба президента используется странами не только как площадка для сборки беларуской техники, но и как возможность обхода российских торговых ограничений по важным для экономики товарным группам (как, например, автокомпоненты, которых завозится в Украину намного больше, чем требуется для производственного цикла).
Отдельной строкой стоит упомянуть заинтересованность Беларуси в покупке, как сказал Лукашенко «продукции растениеводства и животноводства». Странно, но Беларусь, являющаяся экспортёром сельхозпродукции, уже второй год покупает аналогичные товарные группы в Украине. Естественно, я далёк от того, чтобы обвинять свою Родину в перепродаже, например, украинских сыров в РФ. Возможно, беларусы просто заваливают Россию собственной продукцией, а вместо этого кушают украинское. Как это, например происходит с беларуским лососем, мидиями или продукцией «растениеводства» – киви, папайа, ананасами.
Таким образом, встреча президентов двух стран дала сразу несколько направлений, по которым в ближайшее время можно ожидать интересных новостей:
- нефтегазовая отрасль Украины: разведка, добыча, транспортировка
- сельскохозяйственная кооперация двух стран
- появление новой украинской автомобильной и специальной техники. Чем чёрт не шутит — и на БелАЗ можно прицепить табличку «made in Ukraine».
Отдельной темой остаётся область ВПК. Например, Беларусь в 2017 году представит принятые на вооружение легкобронированные машины. Стоит вопрос глубокой модернизации парка БТР (или создания своих) — Украина имеет прекрасный опыт. С другой стороны Украина стоит перед необходимостью создания собственного парка беспилотников, развития средств РЭБ, работы в области военной оптики и, естественно, транспорта (в том числе специализированных тягачей) — в этих областях уже Беларуси есть чем похвалиться.
Политические заявления, недружественные сигналы
Перед встречей слышал мнения о необходимости обсуждения громких заявлений Лукашенко, в том числе использования Украины как негативного примера для запугивания собственного населения.
Этого не было. Как нет и «дружбы». Оба президента понимают, что громкие заявления, крики об опасности или наоборот «братской дружбе» – продукт для великовозрастных детей – взрослых людей, которые до сих пор верят в сказки.
Оба президента приехали на встречу ради собственных интересов и интересов своих стран. В таких контактах важно показать чем ты выгоден собеседнику, почему именно с тобой нужно иметь дело. Интерес, выгода, понимание целей — эти вещи держат намного крепче, чем стократное публичное обзывание «друзьями» или «братьями». Судя по всему Порошенко и Лукашенко смогли заинтересовать друг друга.