» Доповіді » Держдума. Версія 7.0. Російський парламентаризм після Криму.

Держдума. Версія 7.0. Російський парламентаризм після Криму.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Тарас Березовец, директор программ международной безопасности Украинского института будущего, президент Фонда Национальных Стратегий

Единый день голосования 18 сентября 2016 года должен войти в историю как ещё один триумф стратегии президента РФ Владимира Путина. И начало этого триумфа было положено 19 мая 2015 года. Именно в этот день с подачи бессменного лидера одной из партий кремлевского пула ЛДПР Владимира Жириновского прозвучало предложение перенести день выборов в Государственную Думу с декабря на сентябрь 2016 года.

Согласно российского законодательства, изначально парламентские выборы должны были состояться 4 декабря 2016 года. Процесс пошел таким образом, что уже 1 июля сначала Госдума, а затем, 8 июля, Совет Федерации единогласным решением утвердили закон о переносе парламентских выборов на единый день голосования – 18 сентября 2016 года. Кремль, как и полагается в таких случаях, был вне подозрений. Об этом традиционно от имени Владимира Путина заявил его пресс-секретарь Дмитрий Песков: «Насколько мы понимаем, идет дискуссия в Госдуме. Мы не являемся частью этой дискуссии».

Как принято считать, игра с переносом выборов с декабря на сентябрь была затеяна из соображений того, что в начале политического сезона, после летних отпусков, большинство россиян еще не успеют радикализироваться из-за наступления зимних холодов и соответствующего роста платежек за коммунальные услуги. И в целом, этот расчет может оказаться вполне верным.

Итак, 18 сентября в единый день голосования российский избиратель пойдет к урнам для голосования, чтобы дать оценку российской власти за минувшие с последних выборов в декабре 2011 года 5 лет. Эта оценка будет включать в себя все происшедшие за эти годы изменения с Россией. А изменений этих за 5 лет по количеству и значимости вполне достаточно, чтобы затмить предыдущие 20 лет правления первого президента РФ Бориса Ельцина и его преемника, второго главы России Владимира Путина.

Это и «белоленточные» протесты, начавшиеся на Болотной площади в Москве, и третье избрание Владимира Путина президентом РФ после короткого допуска в «первое кресло» Дмитрия Медведева, и проведение Сочинской зимней олимпиады, и захват с последующей аннексией Автономной Республики Крым и города Севастополя, и создание террористических республик ДНР/ЛНР, и последующий обмен санкциями с Западом, и убийство самого яркого и популярного оппозиционного лидера и яростного критика Кремля Бориса Немцова, и начало военной операции российских ВС в Сирии. Всех этих событий с лихвой бы хватило на многие годы, но так задумал Кремль и распорядились непредвиденные обстоятельства, что все они вместились в столь краткий временной промежуток. При этом предметом дискуссии за рубежом – в самой нынешней России места подобным дискуссиям уже не осталось – остается ключевой вопрос, является ли резкая смена внешнеполитического курса на имперско-агрессивный инициативой самого Путина или же Путин является только отражателем воли большинства россиян, жаждущих возврата имперского величия времен СССР. И вопрос Крыма для будущего России является ключевым. Ведь именно этот парламент дал согласие на ввод российских войск в Украину 1 марта 2014 года, нарушив целый ряд международных общепризнанных договоров и в т.ч. российское внутреннее законодательство. Именно поэтому мы и назвали этот доклад «Российский парламентаризм после Крыма». Ибо теперь Крым – альфа и омега российской власти и именно на нем может закончиться проект России версии Владимира Путина.

Парадоксально, но к выборам Госдумы VII созыва Кремль подходит с невиданным личным 84% рейтингом Владимира Путина, в то время как поддержка пропрезидентской партии «Единая Россия» примерно в два раза ниже. Но таковы парадоксы нынешней России, уходящие корнями в советское прошлое и теперь уже и настоящее. Где всю вину традиционно возлагают на «плохих бояр», оставляя право на ошибки «доброму царю». Очевидно, что выбранная в сентябре Госдума не будет ни ярче, ни оппозиционнее своей предшественницы. Наоборот, курс на зачистку старой путинской элиты, успешно пересидевшей первые 15 лет правления экс-полковника КГБ в Кремле, будет продолжен. Таким образом, искусственно обновляя политическую элиту, Путин надеется убедить своих сограждан в том, что он все-таки вливает свежую кровь. Главный вопрос следующей пятилетки заключается в том, как далеко зайдет Россия в поиске самой себя и не приведут ли эти поиски к самым темным страницам ее новейшей истории.

Посмотреть доклад