Авторы доклада: Тарас Березовец, Павел Щелин, Надежда Коваль, Екатерина Покровская
ПРЕДИСЛОВИЕ
Тарас Березовец,
Директор программ международной безопасности
Украинского института будущего,
Президент Фонда Национальных Стратегий
Никогда раньше президентские выборы в США не вызывали такого ажиотажа в мире, как это происходит в 2016 году. Причина такого недюжинного интереса – в ситуации кризиса и небезопасности, в которой мир оказался после 2014 года. Конец ялтинского мира, закреплённого главами США, Великобритании и СССР в феврале 1945 года в Ливадийском дворце в Крыму, одновременно обрушило всю систему международных отношений и показало всю иллюзорность надежд, что время больших тревог осталось позади.
Администрация Барака Обамы действительно старалась вывести отношения с Россией и другими странами из опасного тупика, но против неё играл как откровенный цинизм её оппонентов, так и ставшая очевидной всем на втором президентском сроке неоправданная пассивность самого 44-го президента США. Именно поэтому избрание его преемника или преемницы в Белом доме многими расценивалось как шанс по-настоящему перезагрузить отношения Америки как с союзниками, так и врагами.
Настоящая перезагрузка отношений с Кремлем, а не та, что случилась в 2008-м году по инициативе госсекретаря США Хиллари Клинтон и министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, в президентство Обамы оказалась невозможна в силу многих объективных и субъективных причин. Более того, уже в ходе начавшейся президентской кампании стало очевидно, что сама Америка оказалась в состоянии глубокого поколенческого кризиса, неожиданно продемонстрировав невиданную для американского общества склонность к популизму и радикализму.
Выборы 2016 года в США должны войти во все учебники политических технологий в первую очередь как триумф американских медиа, которые сами создавали и сами же ниспровергали политических лидеров. Штабы Хиллари Клинтон и Дональда Трампа, выдвижение которого от Республиканской партии смешало карты многим игрокам, работали в состоянии постоянной войны, причем часто войны внутри собственной партии.
Эйфория от лидерства Хиллари Клинтон в финальные месяцы кампании не должна никого вводить в заблуждение, потому что Дональд Трамп показал себя как очень сильный и изощренный политик. Его неожиданный взлет лишь отзеркалил общий тренд выборов — протест против высших эшелонов власти, против истеблишмента. Хиллари Клинтон же воспринимается не просто как выразитель интересов высшего истеблишмента, но и как его неотъемлемая часть.
В любом случае, соперничество Клинтон и Трампа останется в истории независимо от того, кто из них в итоге примет присягу президента США. Проблемы, которые обнажила эта кампания, ещё длительное время будут разделять американское общество. А вызовы, стоящие перед 45-м американским президентом, окажутся ещё более серьёзными, чем во времена Барака Обамы. Обама оставляет после себя тяжёлое наследие и на Ближнем Востоке, и в Европе, где все сильнее проявляется антиамериканизм, и в Украине, и в России. Решать эти проблемы новому президенту США придётся немедленно. Мир застыл на опасной грани.
Украиноязычная версия доклада доступна ЗДЕСЬ
Вам також буде цікаво:
Why has Putin lost?
Школа і люди. Як освітні досвіди впливатимуть на рішення залишитися чи повернутися
Майбутнє Укртрансбезпеки як державної інституції
Санкції проти РФ: що насправді може зламати режим Путіна
Путінський нацизм: погляд крізь психоаналітичну призму
Деолігархізація і закон