Источник: “Хвиля“
Выходом Михаила Саакашвили на волю из зала суда закончился очередной раунд эпического в своей абсурдности спектакля борьбы бывшего президента Грузии с украинской властью. Формально ничего страшного не произошло – всего лишь подтверждение тезиса о свободе судебной власти в Украине. Генеральный прокурор уже заявил, что его ведомство будет подавать апелляцию, а следователи ГПУ уже вызвали господина Саакашвили на допрос. На самом деле ситуация с каждым днём становится всё хуже и, если ещё несколько месяцев назад можно было выбирать между негативным и позитивным сценарием развития ситуации, то сегодня выбор придётся делать между плохим и очень плохим. Одной из причин этого является «дискретность планирования»: вместо проработки последовательности действий, власть (да и сам Саакашвили) реагируют на проблему «тут и сейчас», не особо задумываясь над перспективой и последствиями.
Много маленьких ошибок, что ведут к большой беде
Де-факто кризис с Михаилом Саакашвили начался с момента предоставления гражданства грузинскому экс-президенту. Сегодня ГПУ подозревает бывшего грузинского президента в совершении преступлений, предусмотренных целым списком статей УК. Но, ведь ещё в январе 2016 года президент Украины П. А. Порошенко так говорил о своём решении пригласить старого друга в Украину: «Жодної загрози суверенітету, територіальній цілісності або незалежності держави з боку Саакашвілі я не бачу і не побачу…».
А дальше было лишение гражданства, попытки недопуска на территорию страны, угрозы арестовать, бег по крышам, столкновения с полицией у палаточного городка и, наконец, суд, который закончился, по большому счёту, ничем.
Самое интересное, что в каждом случае, после каждой неудачи спикеры от власти утверждали, что, мол ничего страшного не произошло и их провал всего лишь является частью чрезвычайно мудрого плана, позволяющего избегать большого количества жертв. И каждый раз грозились, что «а вот дальше будет жёстко». Так несколько раз подряд.
Действительно, если разбирать случаи дискретно, не соотнося происходящее с предыдущей активностью и возможными вариантами развития ситуации, логика в заявлениях есть. Но вот беда: результаты, даже досужий обыватель, рано или поздно начинают оценивать «в комплексе».
Для того, чтобы подбить промежуточные итоги противостояния власти и Саакашвили, я попытался сформулировать цели, очертить полученные результаты и принесённые ради них жертвы. В начале текста я использовал слово «раунд» в качестве определения этапа развития кризиса — что же, есть смысл и дальше оценивать происходящее по лекалам боксерского поединка, где один пропущенный удар может ничего не значить, но множество даже слабых ударов могут привести к победе или поражению (смотря с какой стороны смотреть).
Очевидно, что целями власти в пикировке с Саакашвили было:
- убрать грузинского президента из украинской политики
- в идеале убрать с территории страны
- если указанное выше не получится — ограничить в передвижениях, действиях (те же попытки ареста в недавнем прошлом)
Цель Михаила Саакашвили была прямо противоположной: вернуться в Украину и вернуться в украинскую политику.
История противостояния последних месяцев имеет несколько ярко выраженных периода. Фактически, уже прошёл первый «любительский» боксёрский бой из трёх раундов. Его результаты для наглядности свёл в небольшую инфографику.
Вся информация, как говорится, налицо. Власть не достигла ни одной из поставленных целей, Саакашвили и его спонсоры наоборот добились и возвращения в Украину и возвращения на первые полосы газет.
Кроме того государство ситуацией с Саакашвили последовательно дискредитировало себя, показав:
- что границы страны — вещь условная – можно прорваться через погранпереход и тебе за это ничего не будет
- наиболее авторитетные силовые структуры государства не могут обеспечить в столице (!) доставку одного человека из пункта А в пункт Б
- любые, даже самые жёсткие обвинения со стороны руководителей силовых структур на поверку могут оказаться ничем — даже украинский суд не усмотрит в списке подозрений деяний, представляющих угрозу и требующих изоляции подозреваемого.
Кроме того, власть, демонстрируя своё бессилие заплатила за спектакль как минимум 28-ю избитыми сотрудниками силовых структур. То есть продемонстрировала, что если очень хочется, то можно «дать по голове» находящемуся при исполнении своих обязанностей сотруднику МВД, ГПУ, СБУ, УДО (вспомним захват комитета ВР) и, самое интересное, тебе за это так же ничего не будет.
На этом мне возразят, что мол, «жертвы» были и с другой стороны, есть даже задержанные. Да, есть, но если судить по прессе, под задержание не попал ни один из ключевых соратников Саакашвили. Поэтому разбитые головы или, даже судебные приговоры, в отношении рядовых сторонников играют на руку как раз бывшему грузинскому президенту. Граждане будут обвинять в своих бедах не оппозицию, которую вышли «защищать», а «преступную власть». Друзья, знакомые потерпевших (даже нейтрально настроенные) займут аналогичную позицию.
Избитые силовики, их сослуживцы, которым повезло увернуться от кулака, булыжника или палки вряд ли улучшат лояльность к власти. Ведь с точки зрения рядового пограничника, который стоял на переходе и не мог действовать по уставу, с точки зрения сотрудника МВД власть не даёт ответа на простой вопрос «А зачем всё это было?». Зачем было устраивать шоу, если главный персонаж ходит на свободе, а за нанесение травм «сотрудникам при исполнении» никто не понёс наказания. Это демотивирует силовой блок — сотрудники силовых структур десять подумают стоит ли напрягаться исполняя очередное указание — если проявишь инициативу, тебя же могут «назначить» виновным, а можешь и просто так «по голове» схлопотать.
И, наконец, ничто так не мотивирует противников любой власти в любой стране, как демонстрация бессилия, нелогичного поведения со стороны властных институтов. Особенно, если речь идёт об угрозах применения силовых мер. Тут или молчи или делай.
Причины и следствия
Вновь возвращаемся к риторике представителей ГПУ, АП, ВР, СБУ. После каждого раунда они, вполне логично и обоснованно говорили, что ничего страшного не произошло. Но, если смотреть по очкам за «трёхраундовый бой» — очевидно что власть проигрывает всухую.
Корень проблемы, на мой взгляд, в нежелании (или, что ещё хуже — неспособности) разрабатывать долгосрочные планы, оценивать риски, возможности, последствия своих действий. В результате эпопея с Саакашвили у многих заинтересованных персонажей состоит из набора не связанных между собой эпизодов. В реальности каждый новый акт разворачивается в сценарных рамках, заданных ранее, является логичным следствием более ранних событий.
Наблюдатель, он же избиратель, может оценивать события «сегодняшнего дня», но где-то в глубине памяти лежат воспоминания о днях минувших. В самый неприятный для власти момент, в ответ на очередные обещания твёрдой политики, жёстких мер обыватель может вспомнить логическую цепочку: грозили не пустить Мишу в Украину, но он прошёл – грозили наказать, но не сделали – пытались арестовать, но не смогли – задержали, обвинили, но суд отпустил. Дальше будет просто «власть снова грозит жёсткостью, но….».
Самое печальное, что плана нет и у Саакашвили – вспомните его сидение во Львове после перехода границы, вспомните его «перебор лозунгов протеста в поисках подходящего». Михеил просто играет на повышение ставок, что, в принципе логично и соответствует его характеру. Тот же Пётр Алексеевич Порошенко в своё время правильно подметил: «пам’ятаю його як вольову та рішучу людину». Саакашвили поднимает ставки, провоцирует власть, та ошибается и вот он успех, новое поле для манёвра. И так может продолжаться бесконечно, причём с каждым новым витком повышения градуса напряжённости, количество позитивных вариантов выхода из кризиса для властной коалиции уменьшается.
Сегодня продолжается расследование уголовного дела, по которому пытались задержать, задержали, но не удержали М. Саакашвили. Прямо как у Г. Сковороды «Світ ловив мене, та не спіймав». Если расследование закончится ничем, либо, в лучших украинских традициях будет идти годами, проблемы будут расти как снежный ком — вспомним характеристику, которую дал грузинскому другу украинский президент – тот не будет терпеливо ждать, ничего не делая. Каждый новый день работает против власти, но в то же самое время излишняя спешка может привести к развалу дела в суде, тем более, что вступают в силу правки Лозового в УПК, существенно осложняющие позицию следствия и, позднее, обвинения. Ситуация патовая, выхода из которой без репутационных потерь для президента Украины и Генпрокурора я не вижу. Если сравнивать развитие событий с боксом, «победить по очкам» уже не получится — нужен сильный удар, нокаутирующий соперника. Но, в условиях тотального недоверия со стороны общества такие методы нельзя назвать безопасными. Да и Саакашвили, повторю, пытается играть на обострение.
Может быть, это долгая игра?
Есть ещё одна версия, которую высказали в комментариях к моим постам. Она имеет право быть озвученной, несмотря на почти фантастические стартовые допущения. А если вся возня вокруг Саакашвили является ничем иным, как «игрой в долгую» со стороны Петра Алексеевича Порошенко? Ведь в условиях слабых электоральных позиций правящей коалиции и президента, вопрос выигрыша выборов сводится не к тому «сколько наберу я», а к тому «сколько наберёт оппонент». Михаил Саакашвили имеет год на раскрутку «оппозиционного» движения, играющего на чувствах и тяге к прекрасны спектаклям рядовых граждан. А это поле заслуженного ветерана украинского политического Олимпа – Юлии Владимировны Тимошенко. То есть «Рух новых сил» в процессе своего развития, рано или поздно начнёт отбирать электорат у «Батькивщины». Разделить рейтинг «сердечных» пополам – неплохая альтернатива для президентского окружения. В конце концов технология «растягивания электората оппонента» придумана не сегодня и не вчера.
Но даже если допустить, что ведётся такая «игра в долгую», власть ходит по лезвию ножа, дискредитируя в глазах общественности и международных партнёров один государственный институт за другим. Такими темпами можно похоронить себя раньше, чем придёт тот самый «час Ч» для результативного хода в ответ. Ведь Саакашвили с таким же успехом может сыграть длинную игру не только с Порошенко, но и с Тимошенко. Например, разыграть схему Тимошенко — президент, Саакашвили — премьер. Ясное дело, что союз двух харизматичных популистов будет недолгим, но ему вполне по силам будет свалить Петра Порошенко с поста президента.
В любом случае, фактор Саакашвили в украинской политике — уже надолго. Очевидно, что Саакашвили в Украине всегда будет нужен более мощный союзник, опираясь на ресурсы которого он мог бы продвигать свою повестку. Без такого союзника у Саакашвили не хватит ресурсов, чтобы выдвинуться в первую лигу украинской политики. Однако его действия сами по себе способствуют тому, что меняется конфигурация самой первой лиги.