Эксперт Украинского института будущего, украинский и белорусский политолог Игорь Тышкевич рассказал в эфире Радио Hayat о попытке задержания лидера партии «Рух новых сил» Михеила Саакашвили.
Радио Hayat: Наши силовики попытались задержать Михеила Саакашвили. Попытка не удалась. Как бы Вы прокомментировали ситуацию с приглашением Михеила Саакашвили в Украину, с его отстранением, прорывом на польской границе?
Игорь Тышкевич: Если говорить о самом приглашении Михеила Саакашвили от Петра Алексеевича, то вначале он действительно работал в команде действующего президента Украины. Почему не нашли общий язык, можно долго обсуждать, но более интересно, что произошло потом, когда господин Михеил Саакашвили начал собственную политическую карьеру. Если помните, первой попыткой был созыв антикоррупционного форума в Днепре. Тогда был конфликт с Игорем Коломойским. Тогда даже отказали в помещении, которое принадлежит еврейской общине. Но потом Михеил Саакашвили решил построить собственную политическую партию. Раздражение на Банковой росло. Закончилось это лишением гражданства. С этого пункта наступает самое интересное. Обвинение было в том, что он подал заведомо ложные данные в анкете на паспорт. С другой стороны, есть определенные подозрения, что подпись под этой анкетой является не подписью Михеила Саакашвили. Если подпись не его, то кто заполнял анкету? В таком случае предоставление гражданства незаконно. Зная характер своего студенческого товарища, как Петр Алексеевич его обозначил, наивно было бы предполагать, что Михеил останется в странах ЕС фактически без паспорта, на этом все успокоится. Саакашвили пошел на обострение. Во-первых, власть не предусмотрела возможность прорыва. Во-вторых, перед прорывом было много громких жестких заявлений. Оказалось, что из всех, кто пытался взять на себя ответственность в деле прорыва, единственным человеком, у которого хватило силы воли, была проводница поезда «Интерсити», которая сказала, что с этим человеком поезд не поедет. Все остальные пытались переложить ответственность друг на друга. Зная, что прорыв будет, угрожая санкциями, применением всех средств по предупреждению этого нарушения, государственная машина забуксовала. Государство показало, что не способно защитить даже собственные границы.
Если бы было заявление, что пускай приезжает, обжалует решение, мы его специально пропускаем, можно было спустить ситуацию на тормозах.
Даже Михеил Саакашвили рассчитывал на эскалацию. Первые дни он не знал, что делать. Он был во Львове, потом поехал по городам. Даже в географии первых поездок слишком много вокруг него было людей, которых связывают с Игорем Коломойским.
Дальше были попытки создать структуры, привлечь людские ресурсы. Возможно, поддержки структуры от Игоря Коломойского не было, либо же олигарх решил не складывать яйца в одну корзину. Мощной структуры не получилось, свидетельством чего является попытка организовать так называемый Третий майдан.
Идея не реагировать была правильной, протесты начали выдыхаться. На фоне выдыхающихся протестов власть решила снова показать силу.
Радио Hayat: Непонятно, чего требовали на акции – принять закон об импичменте или непосредственно требовать импичмента Порошенко.
Игорь Тышкевич: Это говорит о кризисе жанра, потому что сами организаторы не слишком понимали, что они хотят.
Я допускаю, что на украинскую политику пытаются влиять и господин Курченко, и российские политические силы, Кремль.
Исходя из сегодняшнего законодательства, у нас есть две самые мощные украинские силовые структуры – Служба безопасности Украины и Генеральная прокуратура Украины. СБУ была усилена бойцами Нацгвардии. Вся эта огромная группа в столице государства Украина не может перевезти одного человека с точки «А» в точку «Б». Это повторение в другом масштабе и с другими декорациями ситуации на границе. Я допускаю, что обвинения справедливы, потому что иначе и СБУ, и ГПУ будут выглядеть очень бедно, если это дело рассыплется. Я допускаю, что реально собраны доказательства. Если это так, то это действительно блестящая комбинация, но комбинации надо доводить до конца.
Публикация этих фактов до задержания без каких-то силовых действий в отношении гражданина Саакашвили могла бы иметь очень интересный эффект. Его бы те же самые правые взяли под белые рученьки, привели в СБУ, но мы получили попытку провести обыск и задержание, анекдотичную ситуацию. Только после этого слово взял генеральный прокурор. Естественно, что у соратников господина Саакашвили, у тех, кто критично относится к власти, слова генпрокурора не вызывают доверия. Кроме того, это не вызывает доверия и на внешних рынках.
На этих выходных в США проводился форум, который был посвящен борьбе с выведением капитала. На этот форум пригласили генеральных прокуроров четырех государств, в существовании которых заинтересованы США. Среди них была и Украина. Из всех генеральных прокуроров не приехал только генеральный прокурор Украины. Пытался приехать его зам, он опоздал на начало. Не знаю, был или нет. При этом заместитель генерального прокурора фактически обвинил США в том, что они ему поздно выдали визу.
Когда Госдеп, который принимает решения о финансировании, в том числе государства Украина, приглашает обсудить проблему и то, как ее решить, первое лицо по данному направлению игнорирует приглашение, я бы понял, если бы Украина была по силе такая, как Китай, такую пощечину Госдеп, возможно, стерпел бы. Госдеп не стерпел, уже 4 числа было заявление всего из трех абзацев, где высказываются опасения в том, что последние действия украинских силовиков создают впечатление о борьбе за то, чтобы парализовать действия независимых антикоррупционных органов, приводятся слова госсекретаря Тиллерсона, который прямым текстом заявил, что Украине нет смысла в таком случае бороться за возврат своего тела в виде Донбасса, когда душа поражена коррупцией. Для дипломатии это крайне жестко.
Радио Hayat: Сейчас в самих США есть скандал вокруг первых лиц.
Игорь Тышкевич: Разница в том, что скандал может быть, но решения принимаются. Все ожидали, что, когда придет Трамп, случится катастрофа, но система выстроена так, что она любого политика ставит в рамки. В Украине наоборот.
Радио Hayat: Давайте поговорим о конфликте между некоторыми антикоррупционными структурами. Там не прописаны полномочия? Или это борьба силовиков?
Игорь Тышкевич: С одной стороны, частично полномочия прописаны. С другой стороны, это возврат к системности работы. Когда все выстраивается вокруг одного органа или одной персоны, то “правд” может быть много, когда работает система, то есть истина. Правд много, а истина одна.
Я не буду комментировать законность либо незаконность действий отдельных структур, но факт в том, что борьба между ними дискредитирует всех. Самый маленький пример – спор вокруг денег то ли Онищенко, то ли Януковича. По представлению НАБУ суд наложил арест на счета в Ощадбанке. НАБУ вело это дело как дело о деньгах Онищенко. Имеем решение суда, которое запрещает любые движения по данному счету. Через несколько месяцев суд Краматорска выносит другое решение: деньги принадлежат Януковичу, их можно пустить под спецконфискацию. Но решение первого суда не отменено.
Радио Hayat: С чем связаны испорченные белорусско-украинские отношения? Я так понял, что Кремль надавил на Лукашенко, был подкуп ценой на энергоносители.
Игорь Тышкевич: Это один из очередных мифов. Да, Беларусь удачно монетизирует формулу “лозунги в обмен на деньги”. Беларусь говорит России о братской любви, Россия за это платит. Это давняя формула, она работает с 2000 года, после того, как Лукашенко понял, что ему ничего не светит в РФ как политику. До этого Лукашенко вел явную работу по ликвидации независимости Беларуси. После 2000-х с приходом Путина ситуация изменилась.
Если оценивать белорусско-российские отношения, то за последний год они достаточно существенно испортились. Лукашенко с Порошенко только официально встречались три раза на протяжении этого года, а Лукашенко с Путиным официально встречались один раз на протяжении этого года.
Последнее заседание об организации договора о коллективной безопасности в Минске, куда приезжал и Путин, закончилось без встречи президентов, при этом Путин прилетел последним, Лукашенко его достаточно тонко потроллил. Были девушки из службы протокола, президенты по мере прилета брали одну из девушек под руку, им проводили экскурсии. Товарищу Путину досталась девушка, которая на полторы головы выше “великого российского политика”.
Называть то, что происходит между Украиной и Беларусью сегодня, ухудшением качества отношений я бы пока не стал. Почему происходят скандалы? Причины нужно искать в изменении украинской политики. Тут можно похвалить украинскую сторону. В 2016 году поменялся и Посол Украины в Беларуси, и украинское правительство приняло решение, как правильно работать с Беларусью. С Беларусью не работают лозунги, потому что Минск точно так же работает с Россией.
Что сделала Украина? Она попыталась привязать Минск к себе экономическими перспективами, в частности, прорабатывая вопрос переработки украинской нефти на белорусских МПЗ, схему по транзиту белорусских товаров рекой Днепр до украинских портов. Минск на это клюнул. Когда есть вопрос работы на перспективу, партнер заинтересован в твоем успехе. Таким образом Киев пытается снять Минск с орбиты Москвы и привязать к себе. Но политика такого сотрудничества предполагает какой-то уровень доверия. Такая политика чрезвычайно сильно не нравится Москве.
Если посмотрим, то осенью 2016 года были сделаны предложения, а в 2017, с мая, пошли информационные провокации о том, что Беларусь торгует с ОРДЛО, о российских военных базах в Беларуси, о том, что белорусские таможенники издеваются над украинцами. Следующая провокация с Павлом Грибом. Потом пошли провокации через украинских политиков, следующий этап – шпионский.
Радио Hayat: Как вы считаете, что нам светит с точки зрения поддержки Запада?
Игорь Тышкевич: Оценивая свои силы, стоит опираться на себя. Если Украина предложит, чем она может быть выгодна Западу, это будет другой разговор.
Интервью Игаря Тышкевича о скандале с Саакашвили в эфире UKRLIFE TV