Украинский политтехнолог, автор книги «Аннексия: Остров Крым», руководитель проекта Free Crimea Тарас Березовец рассказал о старте президентской кампании, результатах после выхода книги и решении Барака Обамы, которое изменило геополитику нескольких государств.
– Тарас, ваша книга «Аннексия: Остров Крым» вышла два года назад. Каковы результаты?
– Книга была написана через год после аннексии Крыма, тогда важно было зафиксировать воспоминания ключевых участников этих событий: Александра Турчинова, Арсения Яценюка, украинских военных, активистов, тех кто выходил из Крыма. Детали, которые они помнили в 2015 году, воссоздать сейчас никто бы уже не смог, поэтому книга выполнила важную функцию – сохранила необходимые детали, хронологию событий, историю. Это главный результат.
Я был с презентацией книги в большинстве украинских регионов на юге и западе, побывал в Днепре, Запорожье, Николаеве, Одессе, Черкассах, Черновцах, Львове. Кроме того, презентовал книгу в Праге, в Вашингтоне, и в Софии.
Благодаря книге я познакомился с огромным количеством людей, в первую очередь с военными, юристами, выехавших с территории оккупированного Крыма. Количество новых свидетельств и фактов, возможность провести интервью с дополнительными участниками, в частности с Генпрокурором Украины Юрием Луценко, министром юстиции Павлом Петренко, или главой “Ощадбанка” Украины Андрем Пышным, позволяют восстановить ситуацию намного шире. Так же как и опрометчивые заявления Владимира Путина, российских спецслужб и военных, которые позволяют посмотреть на историю аннексии полуострова совершенно иначе.
И, кроме того, как пишут многие молодые ученые, книга стала основой для ряда диссертаций и научных исследований в Украине.
Я сейчас работаю над новой книгой, связанной со стратегией России в ближнем зарубежье и параллельно заканчиваю русское дополненное издание книги с новыми фактами и интервью. За два года пришел к тому, что книгу необходимо переиздать также на русском и английском языках.
– О каких новых фактах вы можете рассказать сейчас?
– Например, история с так называемым письмом Януковича от 1 марта 2014 года, которое озвучил Виталий Чуркин. Свидетельства, которые дал Юрий Сергеев, постоянный представитель Украины тогда в Совете безопасности ООН. Сегодня мы уже понимаем новую роль Януковича — он был зависим от российских спецслужб, и находился под плотным контролем российской разведки. Более того, мы лучше понимаем степень предательства украинских силовых структур и масштабы того, что произошло.
Кроме того, есть сенсационные факты. Во время нашей поездки в США на научную конференцию, когда мой товарищ Антон Геращенко встречался с Джоном Маккейном, он сообщил информацию, которая тоже ляжет в книгу. Он рассказал о факте, которого вообще никто не знает. Когда началась аннексия Крыма, в феврале, они прекрасно сразу все поняли, в отличии от многих политиков в Украине. С группой сенаторов они пришли к тогдашнему президенту Бараку Обаме, и предложили полететь в Крым, аргументируя тем, что русские побоятся сбивать американцев. Сенаторы хотели вызвать на встречу президента Российской Федерации, лидеров Великобритании и Франции, которые являются гарантами Будапештского меморандума, чтобы потребовать от Путина выполнять гарантии. Сенаторы предупредили Барака Обаму о том, что если этого не сделать, то все это закончится отторжением Крыма от Украины, они все просчитали. На что Обама сказал: “Не лезьте не в свое дело, мы все контролируем, сейчас на Путина надавим, он побоится и на аннексию не пойдет”. Маккейн ответил, что он ошибается, и глубоко об этом пожалеет. Эта история нигде никогда не публиковалась.
Я собираюсь встретиться лично с Джоном Маккейном, с другими сенаторами, которые были на этой встрече, чтобы получить больше деталей.
– История могла быть совсем другой, если бы не это решение…
– Украине и миру не повезло, что президентом США на тот момент был достаточно слабый либеральный политик. Я уверен, что если бы на его месте был любой республиканец, тот же Маккейн, или Буш-младший, ситуация бы развивалась совершенно иначе.
Мы помним, что когда захватывали Грузию, все могло закончиться захватом всей страны, которая чуть больше Крыма по территории. Русские уже стояли в 25-ти км от Тбилиси, но их остановили США. Буш отправил ВМС США к берегам Грузии. Буш не собирался воевать с русскими, он просто показал свое присутствие и русские танки остановились, все закончилось минимальными потерями Абхазии и Южной Осетии, а могло бы закончиться окуппацией всей Грузии. Слабый президент Обама своими нерешительностью и непродуманными действиями способствовал тому, что захватили Крым, в этом есть его прямая ответственность.
.
– Как вы думаете, сколько продляться американские санкции в отношении России?
– До полного освобождения Крыма.
– Даже если это будут десятки лет?
– Давайте обозначим, что есть несколько отдельных пакетов санкций: Донбасский пакет и Крымский. Донбасский — может быть отменен, когда Россия вернет Донбасс, но крымский пакет все равно останется. Для Америки это принципиальный вопрос. Американская машина очень инертна и неповоротлива, чтобы свернуть с сегодняшнего курса ей тоже потребуются десятилетия. Например, знаменитая поправка Джексона-Веника, которая существует с начала 70-х годов, в отношении России не отменена, а в отношении Украины — да. К сожалению, возвращение Крыма Украине невозможно при жизни Путина. Новое поколение в Украине с годами может утратить интерес к истории с возвратом Крыма, им не нужно будет его возвращать, и все усилия нынешние будут напрасны.
Я не согласен с этой точкой зрения по простой причине, что все в руках украинской власти. Если при власти будут люди, которые понимают, что такое территориальная целостность и чем чреваты игры в “наш Крым, ваш Крым”, Украина вернет аннексированный полуостров и воспитает поколение, которому будет важна история его государства.
В восстановлении территориальной целостности, возвращении Крыма и Донбасса должна заключаться наша национальная идея. Это должно стать задачей следующих поколений и целью новой политической элиты. Вторая цель – это вступление Украины в ЕС и НАТО. В случае с Европейским Союзом я более пессимистичен. Учитывая процессы, которые сейчас происходят в ЕС, неизвестно какие страны в нем останутся и нужно ли это будет самой Украине. Норвегия, например, не является членом ЕС, но состоит в НАТО. И я абсолютно уверен, что членство в Альянсе для нас важнее Европейского Союза. Если мы достигнем необходимого уровня экономических преобразований, будем иметь свободную зону торговли, к тому, что уже получили безвизовый режим, и вступление в ЕС нам будет экономически и политически выгодно, европейцы сами попросят нас вступить. Пока к этому не готовы ни мы, ни они.
– Вы упомянули о новой политической элите. Она уже формируется? Кто эти люди?
– Фактически она только-только появляется. В нынешней Верховной Раде есть не более 10% людей, которые останутся в Украине и станут частью новой элиты. Это ряд молодых, интересных, перспективных людей, таких как Антон Геращенко, Мустафа Найем, Виктория Сюмар — всего человек 50.
– Нынешняя элита, мне кажется, не даст новым политикам вытеснить их ближайшие несколько созывов.
– Как бы не упиралась старая элита, люди времен Кучмы, Януковича и те, что появились в эпоху Петра Порошенка, в скором будущем они уже не будут представлены в Верховной Раде. Более того, я считаю, что нам не нужно такое количество депутатов — 450 человек для Украины экономически не оправдано. В США, к примеру, действует принцип двух сенаторов от штата. В Калифорнии живет 10 миллионов населения, это значит, что один сенатор представляет интересы 20 миллионов населения. Если в Украине создать двухпалатный парламент по американской модели, мы получим цифру — 54 сенатора и этого вполне достаточно.
– Это не всем понравится…
– Конечно, но у нас будет качественный парламент. Сейчас каждый народный депутат обходится стране в 60 тысяч грн. в месяц, не считая дополнительных затрат на работу аппарата ВРУ. Безусловно, заработные платы в госсекторе должны измеряться десятками тысяч гривен. Мы не можем позволить себе дешевый парламент, потому что тогда депутаты будут получать не в государственной кассе, а в партийной или у олигархов, что сегодня и происходит. Для того чтобы платить хорошую зарплату нужно сократить количество депутатского корпуса.
– Таким образом мы все равно не искореним политическую коррупцию.
– Сегодня частью политиков навязывается мнение, что коррупция — главное зло в стране, под это удобно получать гранты в западных посольствах, «распиливать» их через ФОП-ы и выводить себе на зарплатные карты, но политическая коррупция существует в самых разных странах. Да, там масштабы другие, и крадут намного больше в абсолютных цифрах, но меньше в процентном соотношении. Коррупция — только одна из проблем. Наша главная проблема в отсутствии экономических свобод и на этом надо сконцентрироваться.
Украина находится на последних позициях мировых рейтингов по уровню экономических свобод. Нам необходимо запустить экономику, укрепить обороноспособность, структуры спецслужб в том числе, это более важные задачи.
– Готовятся ли уже кандидаты к президентской кампании?
Кампания началась, но скорее «как схватка бульдогов под ковром», как говорил Уинстон Черчилль. Два основных бульдога — это Порошенко и Тимошенко.
– Появятся ли у них конкуренты?
Сейчас таких нет. Михаил Саакашвили не сможет принять участие в силу ограничений по Конституции, он даже в депутаты не сможет баллотироваться до 2020 года, что для него весьма печально. Андрей Садовой довольно интересный политик, сильный, но ему будет сложно вклиниться в эту борьбу, потому что он больше созидатель, не популист, но его электорат пересекается с президентским. Олег Ляшко — сильный кандидат, он будет забирать голоса Тимошенко, но претендовать на второй тур у него шансов нет. Тоже самое касается Юрия Бойко. Сокращение числа пророссийских избирателей не даст ему выйти во второй тур.
– Арсений Яценюк?
– Арсений Петрович участвовать не будет, если пойдет Порошенко. Тоже самое касается Арсена Авакова и Александра Турчинова. Юрий Луценко будет баллотироваться только в случае конфликта с президентом. Но мы не можем исключать фактора появления украинского Макрона, когда придет интересный человек, с интересным имиджем, который уже достиг определенных успехов в своей сфере, чего-то добился в бизнесе. Например, тот же Максим Нефедов или Омелян, Коболев или Вакарчук. Но они больше технократы.
Чтобы стать национальным лидером им не хватает харизмы. Женщина также не станет президентом в Украине в ближайшем будущем, потому что в Украине идет война, и люди выбирать верховного главнокомандующего. Если война закончится после 2019 года, все равно будет оставаться мобилизационная составляющая, поэтому два следующих президента 100% будут мужчинами.
Источник: информационное агентство «Грушевского, 5».