Микола Скиба – интервью на RTI
Всего в законопроекте 84 статьи, не считая заключительных переходных положений. Прошло более 120 различных заседаний, которые проводились с тщательным обсуждением всех этих положений. Среди них было более 1600 предложений от народных депутатов Украины относительно этого громоздкого закона о реформировании среднего образования. Хотелось бы спросить, о чем говорится в этом законе, и какие изменения, вытекающие из него, ждут педагогическую общественность?
Я, прежде всего, хотел бы отреагировать на слово «громоздкий закон», собственно, 1600 поправок и сделали его таким, потому что он задумывался как рамочный закон, который определяет поле игры и делает возможными процессы развития образования. Особенность этого закона в том, что он появился изнутри, из самой образовательной среды, из родительской среды. В чем его интерес? Закон фактически легитимизирует то, что и так по факту происходит. И здесь надо сказать, что закон компромиссный, он вводит в правовое поле далеко не все явления, которые по факту есть. Или в альтернативных школах, или в общеобразовательных, где благодаря более продвинутому руководству происходят по факту инновации и эксперименты.
А кому выгоден этот законопроект, кто является инициатором и зачем он вообще?
Я бы больше делал упор на бенифициарах этого закона, тех, кто получает основные преимущества. Это – дети, точнее сказать – молодые взрослые, поэтому, прежде всего, он выгоден тому поколению, которое уже через 5-10 лет возьмет в свои руки управление процессами в обществе и стране.
Как быть в сельской местности, где происходит стремительный упадок инфраструктуры? Жилье для преподавателей не предоставляется, учитывая то, что там много различных социальных слоев людей, которые в нем нуждаются. Это и АТОшники, и малообеспеченные слои, которые получают жилье в первую очередь. Поэтому перспектив квалифицированным кадрам ехать в сельскую местность, малые города и поселки нет. Возможно, эта реформа среднего образования призвана как-то улучшить ситуацию для педагогического состава в том, чтобы туда попасть?
Реформа предлагает изменить ситуацию, потому что улучшать ее сегодня больше никуда, она нежизнеспособна. Вы сказали об обещанном жилье, это следствие более чем 20-летнего популизма, который тянулся и на котором спекулировали политики. Что предлагает новый закон? Он предлагает сеть школ, где будут опорные школы, где предполагается довоз учеников из соседних школ там, где нет смысла содержать малокомплектные школы, потому что они не дают по факту качественного образования. Если мы посмотрим на результаты оценивания в режиме ВНО или ГНА, то увидим, что уровень результатов сельских школ ниже, чем в городских. Именно это и создает неравенство, и это очень часто является следствием отсутствия надлежащих квалификаций.
Что прежде всего призван изменить новый законопроект о реформировании школьного образования?
Он должен запустить процесс создания новой школы, но он не создает его сам по себе. После принятия закона у нас не вырастет в один момент новая школа. Но открывается возможность перейти на этот режим постепенно. Новации в этом законе? Прежде всего, это педагогическая свобода для учителя, это отмена контроля со стороны нынешних городских и областных управлений культуры. В них убирается функция контроля, они должны только обеспечивать и следить за тем, чтобы были учебники, чтобы были отремонтированы классы. То есть, такая сервисная функция. Больше функций возлагается на директора, но, соответственно, и требования к нему становятся большими. Будут конкурсные процедуры на должности директоров школ. Устанавливается предельный срок в должности: это два срока, то есть, дважды по 6 лет. Более 12 лет в одной школе директором быть нельзя. Если вы доказали свою эффективность, то, пожалуйста, идите на другие конкурсы, возможно, на более престижные школы. Тогда это открывает перспективу и карьерного роста, и заставляет думать о результате, и увеличивается подотчетность школ.
Увеличится уровень заработной платы для учителей?
Да, в нынешнем законе заложено четыре прожиточных минимума, остается система поощрения за стаж, уровень квалификации. Конечно, это не будут космические цифры, но надо и так понимать …
А если, например, говорить о среднестатистическом преподавателе, какую он будет получать зарплату? И если у преподавателя есть педагогическая, научная степень, сколько будут платить? Разграничения, не слишком ли большая пропасть между ними будет?
Напротив, она как раз сокращается. Последние правки внесении в законопроект на заседании комитета Верховной Рады 21 июня предусматривают то, что да, пошли на компромисс, включили норму о 4 прожиточных минимумах. Потому что профсоюз педагогов как раз очень сильно сетовал на то, что именно прожиточный минимум, а не минимальная заработная плата. Но тогда такой вариант, что забирают за выслугу лет, за счет чего добавляется еще один прожиточный минимум. Выравнивается между теми, кто только приходит в профессию, и между теми, кто уже чего-то достиг, или уже просто долго работает.
Таким образом, эта реформа призвана для того, чтобы сократить количество мест для преподавателей, или, наоборот, расширить их количество с целью, чтобы дать возможность тем студентам, которые учатся на учителей, как-то заинтересовывать их?
Если быть откровенным – конечно, оптимизация произойдет, потому что у нас иногда получается так, что один учитель на 8 человек. Такого нет ни в одной европейской стране. Ну, а те, кто останутся, будут получать больше.
Вместе с тем, Минфин ответил Министерству образования и науки письмом о том, что, к сожалению, недостаточно средств на внедрение этой программы, и говорят о том, что для того, чтобы осуществить финансирование, нужно сокращать поступления на АТО, увеличивать дефицит государственного бюджета. Таким образом, происходят определенные противоречия с Минфином, который должен, наоборот, способствовать этой реформе. Вместе с тем, если смотреть на ситуацию в Украине в целом, различные ведомства, в частности, такие как НАЗК во главе с Наталией Корчак, получают очень много премий в размере 200 000 гривен. Балчун – месячная зарплата 400 тыс. грн. – так же, как и Гройсман, говорит о недостаточности финансирования. Неужели наши мужи не могут себе что-то перекрыть в плане финансирования, на эти различные регалии не направлять средства? Возможно, Вы, как эксперт, знаете, где найти альтернативные источники финансирования для этого проекта, чтобы он имел практическую реализацию? Потому что та риторика, которая есть в разных ведомствах, направлена на нежелание выделять средства. Думаю, что это мало устраивает как педагогический состав, так и учеников, которые желают модернизации образования.
Конечно, надо искать и за пределами образования, и забирать там, где в основном ??? (11.26) инфраструктура, так как современный принцип финансирования – это адресность, то есть, максимально на субъекта и лишь какое-то рамочное – на институциональное или инфраструктурное. Конечно, этот вопрос больше к экономистам.
Зарубежные партнеры, во главе с педагогами, как-то помогают финансово или методологически?
Ведутся переговоры с финской стороной по переобучению педагогов и их переквалификации. Потому что для новой школы нужен новый педагог, имеющий компетентный подход, который может работать на принципах партнерства. Который понимает, что такое эмоциональная потребность ребенка, как его заинтересовать, а не просто вдалбливать знания.
Ранее аккредитация и стандартизация образования входила в обязанности управления образования. Районо контролировали качество предоставления знаний, контролировали преподавателей. Кто будет теперь этим заниматься?
Должно появиться государственное агентство обеспечения качества образования, вроде такого, которое занимается качеством высшего образования, так будет и здесь.
Какого результата следует ожидать с приходом реформы? Имеется в виду, когда состоится ее практическая реализация, в какие сроки, и как быстро мы получим какое-то подведение итогов?
У нас скорее идет не реформа, а трансформация образования. И будет закон или нет, – она будет происходить. Потому что набирается критическая масса педагогов, которые хотят обучать по-новому, и родителей, которые выбирают альтернативные школы, или хотят учить детей за границей. Закон сделает отношения более цивилизованными и ускорит этот процесс трансформации.
Кстати, о языке. На каком языке будут преподавать в школе и что с языками нацменьшинств?
Если у нас сегодня существуют школы, где есть румынское или венгерское меньшинство, где им преподавались специализированные предметы на этих языках, или высшие учебные заведения, например, медицина, то в них учили биологию или химию на румынском языке, – теперь этого не будет. Будет просто язык меньшинств, а другие предметы будут преподавать на украинском.
Что с русским языком, его убирают или он остается?
На уровне языков меньшинств. У нас есть международный язык – английский, на него делается упор, и действительно – особенно для ученых, английский просто обязателен к изучению. Но, к сожалению, я не увидел в законе каких-то таких особых инструментов повышения качества преподавания, но, будем надеяться, что через инструмент формального и неформального образования это произойдет.
Еще недостатки нового законопроекта, возможно, видели?
В законопроекте есть очень хорошая новелла об индивидуальных образовательных траекториях. Она долго дискутировалась, и наконец это положение введено. Это означает, что могут быть индивидуальные учебные планы, в соответствии с темпераментом, уровнем интеллекта ребенка. Определяется, что рациональный интеллект не является единственным видом: у кого-то более эмоциональный интеллект, у кого-то -социальный, кто-то развивается более физически, и для него приоритет – развитие себя через какие-то, возможно, спортивные виды. И в соответствии с тем, что человеку ближе, может выстраиваться образовательная траектория.
У нас со следующего года начинается 12-летняя модель обучения. Она позволит больше учиться в школе, но скорее получить бакалавра по счет 3 лет обучения в вузе.
Это так. И, действительно, несмотря на то, с какой скоростью меняется рынок труда, как меняются требования к работнику – это вполне резонно, что бакалавратура уменьшается. Тогда есть шанс успеть в этот коридор, потому как человеку дается больше времени, чтобы сориентироваться с профессией. Потому что три последних класса – профориентационные, они фактически должны подготовить к сознательному выбору профессии.
Как эти изменения коснутся самих учащихся школы, будет уменьшено количество предметов или, наоборот, расширено?
Уже, не дожидаясь закона, Министерство образования пересмотрело программы, и на сайте есть усовершенствованные программы 5-9 классов, откуда выброшена лишняя информация.
То есть, закон в действии, сейчас уже все происходит?
Закон еще раз подчеркивает, что он откроет педагогическую свободу для учителя, у которого будет больше оснований выстраивать урок, учитывая запрос ученика, а с другой стороны – родители уже могут не только ожидать, но и требовать уважения к ребенку.
Что касается детей с ограниченными возможностями. Порошенко недавно подписал закон, будут ли для них какие-то инновации, или какие-то особые моменты?
Предусматриваются классы, где на уровне с обычными детьми будут учиться дети с особыми потребностями. Предполагается, с одной стороны, инклюзия особых детей, а с другой – навыки для так называемых нормальных детей жить с другими детьми. Единственное здесь, чтобы не было перегибов, потому что я, собирая информацию, уже видел, особенно на уровне областных и районных центров, как пытаются чуть ли не в принудительном порядке сделать такие классы, не подготовив пространства. А здесь нужно все, от пандусов до туалетов, чтобы они были удобными. Я бы больше делал упор на том, чтобы сначала подготовить пространство.
Учителя – это авангард общества. Что им удастся сделать, и какими Вы видите выпускников вследствие отнесения их наставников к такой категории? Какими они будут в ближайшее время, Ваш прогноз?
Прежде всего, людьми, которые могут справляться со всем сами, даже в самых сложных ситуациях. В таких, где нельзя подсмотреть ответ в конце учебника, а быть более уверенными. Они и так уже более уверены, но новая их уверенность будет строиться на опыте подачи проблем и трудностей, условно безопасных в рамках школы. Школа должна их научить экспериментировать, не бояться ошибок, быть инновационными, ответственными и открытыми гражданами.