В следующем году Украина впервые примет участие в программе международного оценивания учащихся PISA, проводимой под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Перед этим эксперты ОЭСР осуществили Обзор на тему добродетели в образовании Украины 2017. На этой неделе документ был представлен в Министерстве образования Украины и Киевском национальном университете им. Т.Г.Шевченко. Выводы международных экспертов – это своеобразное домашнее задание для всех, кто заинтересован в качественных изменениях в образовании.
Обзорная команда обнаружила восемь проблем с добродетелью в украинском образовании:
1) доступ к школьному и дошкольному образованию по неофициальным договоренностям;
2) ненадлежащее использование родительских взносов в школах, в частности – движение наличных, непрозрачность, неполная отчетность и т.п.;
3) ненадлежащее признание учебных достижений в начальном и среднем образовании, когда оценки намеренно занижаются или завышаются;
4) частные дополнительные занятия от учителей в классе, или другими словами – репетиторство;
5) мошенничество в закупке учебников;
6) коррумпированный доступ к высшему образованию (здесь прежде всего речь идет о доступе к магистерским программам);
7) учебная недобропорядочность в высшем образовании – плагиат, имитация научных исследований;
8) ненадлежащее признание учебных достижений в высшем образовании – опять же об оценке.
К каждой из этих проблем добавляются детальные рекомендации по их решению. Однако, это не пошаговый план действий, а скорее – направления для дальнейшей дискуссии и политических решений.
Суть сводится к уменьшению стимулов и возможностей для злоупотреблений в образовании.
Скажем, для расширения доступа к качественному школьному образованию Обзор рекомендует Украине применить общую доступность образования на начальных уровнях и отложить во времени отбор учеников в «элитные школы», уничтожив систему теневого доступа. Для этого необходимо пересмотреть имеющиеся процедуры поступления в школы. В частности, разработать четкие критерии оценки, сохранять записи и результаты вступительных экзаменов. Для семей должна существовать простая и понятная система обжалования решений по поступлению в случае нарушения правил.
По искоренению плагиата в высшем образовании эксперты считают, что последствия за невыполнение принципов добродетели для университетов должны быть четкими и неукоснительными. Например, отзыв аккредитации для университетов и административные санкции вплоть до отчисления для студентов, выдают купленные курсовые и дипломные работы за свои собственные.
Ранее МОН инициировало процесс создания репозитария академических текстов. Благодаря этому инструменту будет гораздо больше возможностей проверять работы на наличие плагиата.
Почему это так важно?
Тенденция последних двух десятилетий – образование становится все более глобальным явлением и активно преодолевает рамки внутренних вопросов отдельных государств. Это обусловлено комплексом причин, одна из которых – мобильность человеческого капитала. Благодаря развитию транспортной инфраструктуры и высоким технологиям высококвалифицированные специалисты могут образовывать международные команды, работать дистанционно и при необходимости оперативно перемещаться туда, где в этот момент их ждет амбициозный вызов. Следовательно, качество образования в каждой отдельно взятой стране существенно влияет на глобальный экономический и социальный ландшафты. Поэтому вполне закономерно, что вопросами качества образования в последнее десятилетие занимаются не только международные организации, специализирующиеся на гуманитарных вопросах вроде ЮНЕСКО, но и такие игроки, как Всемирный экономический форум в Давосе или упоминавшаяся здесь Организация экономического сотрудничества и развития (OECP).
Украинцы и украинки – не исключение: количество тех, кто хочет получать высшее образование за рубежом и работать в международных компаниях, или вывести собственный стартап на международный уровень, растет. Те, кто специализируется в таких сферах как программирование, биотехнологии и медицина – в зоне особого внимания «охотников за головами». На отношение к нашим молодым соотечественникам, на их успехи или неудачи рядом с уровнем образования, полученными на родине, существенно влияет образовательная культура, из которой они вышли.
О том, что еще сделано в этом направлении формирования климата добродетели, отчиталась Министр образования. Так, избавиться от необходимости в репетиторстве, по ее мнению, помогут 2 структурные изменения: создание старшей трехлетней профильной школы и повышение социального статуса учителя, – отметила госпожа министр. Соответствующая информация есть на сайте МОН.
Однако, ключевым вопросом остается следующее: кто возьмет на себя ответственность за системные изменения и сможет довести их до состояния необратимости. О ряде шагов в направлении укрепления добродетели также отчиталась Министр образования и науки Лилия Гриневич, однако достаточно ли на сегодня у команды реформаторов рычагов влияния и критической массы?
Вопрос осложняется и рядом противоречий, которые ускользнули из поля зрения экспертов. Скажем, если следовать логике предложенных в отчете рекомендаций, то одни нововведения (например, инструмент отчисления студентов) будет торпедироваться студенческими организациями, другие (например: лишение университетов лицензии – ректорами). Против контроля над системой репетиторства могут выступить как родители, которые заинтересованы в удобном для них способе решения вопроса с успеваемостью детей, так и отдельные педагоги. Формирование ореола элитности и успешности вокруг отдельных школ выгодно администрации и преподавателям, поскольку это влияет на карьерное продвижение и возможность наполнения школьных фондов за счет бюджета родителей.
Похоже, что решить ряд проблем с недобропорядочностью можно только
эйнштейновским образом. В частности, подняться на более высокий порядок мышления по отношению к тому, на котором упомянутые проблемы были созданы.
Среди прочего, стоит пересмотреть фундаментальные принципы учебной успеваемости и оценки знаний и навыков. На сегодня она воспринимается и преимущественно используется как инструмент наказания. Следует обратить его в инструмент действенной обратной связи.
Кроме индивидуальных стандартизированных тестов должны заработать такие инструменты как оценка портфолио выполненных проектов, оценка способности к решению проблем, не имеющих однозначного ответа (complex problem solving), способность к работе в команде, когда подсказывать будет не только разрешено, но и нужно и т.д. Подобные подходы уже применяются в странах, которые демонстрируют высокие показатели по рейтингу PISA. Для перехода на новую модель обучения и оценки необходимо модернизировать имеющиеся центры оценивания, полностью компьютеризировать процесс ввода и обработки данных с внешних экзаменов и соответствующим образом обучить персонал.
Николай Скиба