Жизнь доказывает, что игра с огнем всегда рано или поздно заканчивается трагически. Прежде всего для тех, кто этим занимается.
Уже третий год подряд с экранов телевизоров звучат заявления как министров, политиков, так и активистов о коррумпированном и плохом суде, который не достоин доверия. Только им, истинным представителям народа, можно верить. Остальные же, под присягой (госслужащего, работника полиции или судьи), по их мнению, этого не заслуживают. Потому что судьи во всем виноваты! Или, как вариант, полиция. Должен же быть кто-то виноват в том, что мы плохо живем? Их нужно реформировать. И очень жаль, но часто в понимание слова “реформировать” вкладывается значение не преобразования с целью улучшения, а уничтожения. А дальше что?
Результаты такой медиа-активности не заставили себя долго ждать. Судебные заседания по резонансным делам все чаще превращаются в шоу, некие площадки для политических зрелищ. Униженные и лишенные защиты суды остались один на один с плодами тотального гонения судебной ветви власти. Ярким примером служит недавняя ситуация с попыткой захвата Святошинского районного суда г. Киев. Слабость спровоцировала насилие. И дело не в разбитых окнах или поломанных стульях. При желании, их можно восстановить на следующий день. Ощущение вседозволенности и полнейшей безнаказанности — вот то, что так быстро не исправишь. “Кто сильнее, тот прав”, “глаз за глаз, зуб за зуб”, “за отца ответит сын… вендетта”. Законы улицы постепенно начинают замещать законы государства. Следующей стадией сохранения недоверия к суду может стать уличное правосудие. Проще говоря, самосуд. Сначала радикальные группировки, а, следуя их примеру, и мирные люди, начнут выяснять отношения самостоятельно, руководствуясь “высоким чувством” справедливости, которая, как известно, у каждого своя. Чем это кончится? Трагические события мая 2014 года в Одессе продемонстрировали, какими жестокими могут быть уличные методы “восстановления” справедливости. Сколько людей еще должны погибнуть, чтобы общество постигло опасность преступных действий агитаторов к самосуду и не менее преступного бездействия аппарата государственного принуждения?
Новый Верховный Суд: Кто? Как? Зачем?
Главный смысл и задачи любого государства — утверждение безопасности ЧЕЛОВЕКА, его жизни, здоровья, прав и имущества. Для достижения цели государство обязано ввести границу между дозволенным и недозволенным, принимать меры принуждения к субъектам, чье поведение отклоняется от общепринятых правил. Когда механизм государственного принуждения дает сбой, появляется бесправие, навязывание другим своей воли, у многих представителей общества возникает желание судить! Сначала в Фейсбуке, потом в семье, позже — на улице.
И если Уголовный Закон предусматривает наказание за доведение до самоубийства, то почему не устанавливает наказание за доведение до самосуда? Объективная сторона правонарушения может характеризоваться действием в форме систематического публичного унижения репутации суда и судей, призывами к противоправным действиям и негативными последствиями в виде захвата помещений суда или совершения преступных действий по отношению к другим людям, которые имеют статус подозреваемых или обвиняемых.
Между набожностью и невежеством: судейский кейс
А пока нас продолжают безнаказанно толкать в объятия уличного правосудия и полного беспорядка, единственным способом уберечься от греха и беззакония, остается привычка проверять все услышанное и прочитанное на предмет правдивости. Например, звучит заявление с телеэкрана: “Уровень доверия украинцев (то есть наш с вами) к судебной власти 5%”. Находим данные последних социологических опросов. Так, по исследованиям Центра Разумкова этот показатель составляет 8%, а по данным USAID — вообще 12% (!). Упс, заявление-фейк. Кто выгодоприобретатель? Точно не украинский народ. Звучит очередная сказка о том, что судебная реформа стоит на месте — открываем официальные сайты учреждений судебной власти. Читаем: завершился открытый конкурс в новый Верховный Суд, приняты новые процессуальные законы, начата масштабная проверка действующих судей, проведен отборочный экзамен для кандидатов на должности судей местных судов, объявлен конкурс в новосозданный специализированный суд. Упс. Опять ложь? Что-то происходит! Конечно, все изменения только в зародыше, результаты их внедрения будет ощутимы значительно позже. Но именно этим и пользуются лица, для повышения собственных политических рейтингов, количества фейсбучних лайков и получения грантов вперемешку с псевдосодержательными мультиками, которые не пренебрегают ничем. Они продолжают играть с огнем общественного недоверия к институтам судебной власти, подливая в него то масло, то керосин … сознательно или бессознательно уничтожая своими действиями Украинское государство.
Без вывода.
Он и без того очевиден.
Источник: “Обозреватель”.