Премьер-министр Алексей Гончарук дал месяц на устранение контрабанды на таможне. По его словам, решить проблему постоянных очередей на таможне могли бы сканеры, но ни один из четырех закупленных год назад не работает. Реально ли остановить контрабанду – пусть даже не под «дедлайн», оценил аналитик, эксперт “Украинского института будущего” Игорь Тышкевич.
«Слово “контрабанда” – одной из наиболее популярных среди украинских чиновников и политиков. Периодически оно становится “номером 1” в новостях из Кабмина, ВР, окружения президента. Слышны громкие слова, бывают красивые указы, законы, а потом – тишина. И так до нового цикла, когда новая (обновлённая) власть запускает очередной виток.
Вот и сейчас, едва ли не ежедневно слышны новости с границы. Есть указ президента Зеленского, есть распоряжения премьера, есть даже увольнения и угрозы полной перезагрузки таможенной службы. А воз и ныне там.
Более того, если проанализировать темпы роста международной торговли Украины, то контрабандные сделки (и сделки с нарушением таможенного режима) растут быстрее, чем официальный, “белый” импорт и экспорт. Почему так и можно ли рассчитывать на то, что удастся побороть контрабанду?
Возможность если не побороть, то, по крайней мере, уменьшить долю схем на границе – есть. Но считать, что всё решается путем ужесточения мер, закручивания гаек, грозного стука по столу, как минимум, неразумно. Ведь существуют различные схемы перемещения товаров через границу, существует “серый” экспорт и импорт, а есть, например, контрабанда янтаря, камня, некоторых химических соединений. Отдельной группой стоит контрабанда сигарет, алкоголя. Каждая схема имеет, если можно так сказать, свою экономику процесса. В каждой есть цепочка людей, занятых в данном бизнесе.
В конце концов, если возьмём выражения “продать пирожок” и “продать самолёт” – в обоих есть слово “продать”. Но механизм создания товара, самой продажи, круг заинтересованных лиц – разные. То же самое и с контрабандой – всегда надо задавать вопрос “контрабанда чего, каких товаров, в каком направлении”.
Поэтому не существует универсального метода борьбы с контрабандой “в общем”.
Естественно, часть потоков можно остановить даже благодаря грамотному обмену информацией со странами-партнерами, анализу и ликвидации “человеческого фактора” при оформлении товаров на ввоз-вывоз. Частично этому посвящен указ президента Зеленского от июля 2019 года. Там и про открытые данные, и про сверку со странами-партнерами. Но сегодня без малого ноябрь – три месяца прошло, а информации о результатах сверки, о новых механизмах пока что мало. Но будем оптимистами – указ президента, вроде как, должен быть исполнен. И это уже создаст определенный барьер. Как и запуск неработающих сканеров, о которых говорил премьер. Но вспомним новость “ни один из ЧЕТЫРЁХ (выделено мною) сканеров не работает”. Четырёх. А сколько у нас переходов? То-то же.
Бороться с контрабандой можно и нужно, но, кроме административных мер, громких заявлений, организации показухи на границе, стоит помнить, что каждая схема имеет свою экономику, свои цепочки занятости людей. Как сказал один таможенник во время проводимых Украинским институтом будущего глубинных интервью на эту тему – “если есть большая разница в качестве, цене товаров – будет контрабанда”.
Первый ключ к решению проблемы – анализ категорий товаров и создание условий, при которых контрабанда становится невыгодной.
Вторая составляющая – изучение экономики Украины, структуры занятости в контрабандных схемах и, как минимум, приграничных регионах. Если мы боремся с контрабандой, мы должны задать себе простой вопрос: что будут делать люди, которые сегодня работают по теневым схемам. Причём, в каждом отдельном случае, механизм свой.
– Если это янтарь, начинаем работать с сельских регионов Полесья.
– Если сигареты – ищем нелегальных производителей. Точнее, о них даже СМИ пишут, но вот закрыть производство никто почему-то не спешит.
– Если это импорт бытовой техники – изучаем структуру посылок из-за рубежа, смотрим украинские интернет-магазины. А также просим из сопредельных стран статистику возврата НДС туристам.
– В конце концов, изучаем состояние дел в приграничных регионах. Есть ли там другая работа, кроме участия в контрабанде. Если нет – задаём вопрос: “что надо сделать”.
***
Борьба с контрабандой – хорошее дело. Вот только махание шашкой, туризм на погранпереходы если и дадут свой эффект, то не уничтожат явление. Кроме политики кнута необходимо думать, находить подходы к каждой отдельной схеме, и, да, предлагать “пряник”. Причём, вначале пряник, а потом – кнут».
Игорь Тышкевич, аналитик Украинского института будущего
Впервые опубликовано: comments.ua