» Аналітичні матеріали, Новини » Рамзан Кадыров в 2023 году: меньше военных и политических амбиций,больше дистанцирования от Москвы

Рамзан Кадыров в 2023 году: меньше военных и политических амбиций,больше дистанцирования от Москвы

Глава Чечни заметно охладел к боям на Донбассе, вместо этого он укрепляет свои позиции в республике.

О гипотетической будущей войне в Европе Рамзан Кадыров говорит сейчас более охотно, чем о реальных боях на Донбассе. Например, 6 января он призвал «денацифицировать» Польшу и начать бороться там с «сатанизмом». «В рамках поддержки Украины Варшава умудрилась истощить собственные военные ресурсы, и теперь она в замешательстве: а что, если после успешного окончания СВО Россия начнет денацифицировать и демилитаризировать следующую страну? Ведь после Украины на карте Польша!» – написал в своем Телеграм-канале Кадыров. После этого он добавил, что «не раз заявлял, что борьба с сатанизмом должна продолжаться по всей Европе и в первую очередь на территории Польши».

При этом на фоне геополитических угроз, которые по своей стилистике более подошли бы Дмитрию Медведеву, из кадыровского Телеграм-канала практически пропала критика руководства Минобороны и Генштаба. Последняя запись такого рода касалась запрета военнослужащим носить бороды и иметь при себе планшеты. Нетрудно заметить, что критика силовых структур исчезла из лексикона Кадырова в январе, с понижением в должности бывшего командующего российскими войсками на территории Украины генерала Сергея Суровикина, назначение которого Рамзан Кадыров лоббировал вместе с создателем ЧВК «Вагнера» Евгением Пригожиным, а также с назначением на должность начальника штаба Сухопутных войск генерала Александра Лапина, которого Кадыров ранее называл «бездарью» за неудачные бои под Красным Лиманом.

Также в Телеграмм-канале Рамзана Кадырова в этом году исчезли и упоминания о его бывшем союзнике Евгении Пригожине (как и в канале Пригожина последнее упоминание о Кадырове датируется 11 января, и связано с назначением Лапина), которого глава Чечни ранее называл «дорогим братом», чьи бойцы – «настоящие профессионалы и патриоты России, бесстрашные, упорные, мужественные». Очевидно, Кадыров решил дистанцироваться от текущего конфликта между руководством Министерства обороны и ЧВК «Вагнера», рассчитывая потом присоединиться к победителю. Который в свою очередь определится по итогу боев за Бахмут.

Возможно, именно с этим связано то, что несмотря на интенсивность боев в районе Бахмута и Угледара, практически нет никаких сообщений о визитах на линию фронта представителей ближайшего окружения самого Кадырова, заметно уменьшилось количество сюжетов о пребывании чеченских подразделений в зоне СВО. Из крайне абстрактных сюжетов вроде «захвата окопа» или «тренировки по уничтожению танков «Леопард»», можно сделать вывод, что чеченцы находятся на второстепенных позициях, крайне мало принимая участие в боевых действиях. Косвенно это признает и сам Кадыров, который в комментариях к кадрам помпезно организованной отправки чеченских военнослужащих на фронт пишет, что солдаты будут отправлены на «третий рубеж».

Выжидая итогов боев на Донбассе, Рамзан Кадыров время от времени делает резонансные заявления вроде упомянутой «десатанизации Польши». Немало внимания он уделил шведскому политику Расмусу Палудану, сжегшему возле посольства Турции Коран – глава Чечни назвал его «бесом, который будет гореть в аду». Также в ответ на сожжение Корана Кадыров пригрозил «пройти зачисткой всю Европу, очищая народы Старого света от мерзости, проклятой Всевышним». К теме «конца Европы» он еще раз вернулся 7 января, пообещав завершение спецоперации «до конца года». После чего, по мнению Кадырова, «неправильность своих действий европейские государства признают, Запад встанет на колени, и, как обычно, страны Европы начнут взаимодействовать во всех сферах с Российской Федерацией. Другого не должно быть и не будет». Очевидно, эти и другие подобные откровения имеют только одну цель – помогать главе Чечни оставаться в российском информационном поле.

Но, кроме этого, с начала нового года Рамзан Кадыров активно усиливал свое и без того исключительное влияние внутри самой Чеченской Республики. Продолжая традицию рассаживать своих родственников на руководящие посты, глава региона 2 января назначил 26-летнего племянника Хамзата Кадырова вице-премьером Чечни. При этом в ноябре Кадыров назначил племянника Ибрагима Закриева главой объединенных министерств имущественных и земельных отношений и сельского хозяйства ЧР. В сентябре его сын Ахмед в 16 лет возглавил все детские и молодежные организации республики. А в 2021-м дочь Кадырова Айшат стала министром культуры Чечни. Таким образом, количество родственников главы республики, назначенных на высокие должности в региональных госструктурах, достигло 44 человек.

Назначение племянника состоялось по всей видимости с территории Мальдив, куда в тот же день отбыл обслуживающий главу Чечни самолет. Кстати, и новогодние праздники глава Чечни провел за пределами России – в Дубае, где он владеет недвижимостью. Характерно, что все эти поездки совершились на фоне все больших ограничений на выезд чиновников за границу. Например, курский депутат-единоросс Максим Васильев, похвалившийся новогодним туром в Мексику, не только лишился должности главы комитета: после того, как сенатор Турчак пригрозил ему «кувалдой Вагнера», Васильев добровольно отправился в зоне СВО, где строит фортификационные сооружения, записывая одновременно с тем обращения в поддержку армии.

Также в Чечне в последние несколько месяцев произошло несколько событий, которые можно трактовать, как дистанционирование ее руководства от Москвы. 30 января Рамзан Кадыров выступил с неожиданным заявлением, в котором упрекнул Европу (ту самую, которую он обещает «десатанизировать») в том, что она не поддержала Чечню в войне в независимости от Российской Федерации. «Где вы были, когда мы воевали за Ичкерию, когда мы отстаивали интерес независимости, почему европейские государства (в том числе и Украина) не поддержали нас, и сегодня вдруг вы решили поддержать несуществующее государство (Ичкерию)»? — спросил Кадыров в своем телеграм-канале. «Я был ичкерийцем, и нам не давали строить государство именно вы», — заявил глава Чечни, оговорившись при этом, что сейчас Ичкерии уже «давно нет даже на бумаге». Но и это заметный сдвиг в риторике бессменного главы республики, ранее называвшего «шайтанами так называемой несуществующей Ичкерии» чеченцев воюющих на украинской стороне.

Кроме того, вслед за парламентом Татарстана, узаконившими за главой республики название «раис», депутаты парламента Чечни предложили внести в Конституцию название должности Кадырова как «мекх-да», что в переводе с чеченского означает «отец народа». Характерно, что ранее именно с подачи Кадырова в российское законодательство внесли положение, запрещающее главам субъектов федерации называться «президентами». Альтернативные названия на национальных языках, но с тем же смыслом являются своеобразной региональной фрондой. К тому же и сам Кадыров позиционирует себя, как защитник суверенитета Чечни: годовщина образования Чеченской автономной области в прошлом году была пышно отмечена, как «Столетие чеченской государственности».   

Увлекшись большой геополитикой, Путин пустил на самотек процессы в регионах, где окрепли силы, для которых центр давно не указ, а лояльность элит покупается крупными финансовыми вливаниями. Однако на фоне очень вероятного усыхания финансовых потоков Кадыров, отложив в сторону свои прошлогодние планы возглавить Росгвардию и сотрудничество с Пригожиным, готовится к новому «параду суверенитетов», для участия в котором ему и нужны многочисленные родственники во власти, верные вооруженные отряды в самой Чечне вместо Донбасса и «государственность Чечни» в качестве идеологии. Именно это наиболее важно для главы Чечни, а не «десатанизация Польши», да и «денацификация Украины», кажется, уже не является для него приоритетом. Но «отец народа» вынужден повторять эти заклинания, так как они за последний год стали обязательной составляющей российской политической риторики.