Днями учителя имели возможность пройтись по красной дорожке и почувствовать себя звездами на сцене церемонии Global Teacher Prize Ukraine. Собственно, финалисты премии, которую еще называют учительским Оскаром, держались не хуже голливудских актеров. В следующем году пятерка финалистов в Дубае отправится на мировую конференцию GTP, где уже будет соревноваться за миллион долларов. Это мировой конкурс учителей, которые сделали выдающийся вклад как в профессию, так и в общество в целом. Конкурс основан три года назад сообществом Varkey Foundation. ОО «Освіторія» осуществила колоссальную работу для того, чтобы получить право присоединиться к этому глобальному педагогическому Оскару и провести соответствующую церемонию отбора на национальном уровне, что действительно привлекло особое внимание к личности учителя и показало людей этой профессии совсем в ином свете.
Но праздники имеют свойство переходить в будни, эмоциональный подъем — сменяться спадом. Как на этих американских горках не потерять ощущение важности? Вот несколько мыслей и наблюдений на стадии остывания эмоций от праздничной феерии.
Пиетет к личности учителя является обратной стороной презумпции жалости к этой когорте профессионалов. Сегодня в Украине педагоги относятся к наиболее регулируемым и контролируемым профессиям. Давление на учителя передается ученикам. Конечно, в учебном процессе границы и четкая структура нужны, поскольку это формируют безопасную среду. Но в большинстве общеобразовательных школ учитель не является собственником этой структуры, он / она часто не знает, как ее устанавливать, как и когда расширить границу, не имеет опыта преодоления ограничений. Поэтому вокруг школы создается ореол принуждения, что вгоняет учащихся в глухую неприязнь. Новый закон «Об образовании» отчасти предлагает ответ на эти вызовы и создает предпосылки для перемен. Прежде всего учителям гарантирована педагогическая свобода, право разрабатывать собственные программы, проходить повышение квалификации у тех поставщиков услуг, которые предлагают адекватные времени навыки. Профильный закон и концепция Новой украинской школы провозглашают детоцентризм и индивидуальную образовательную траекторию. Это значит, что учителя, родители и ученики вместе смогут выбирать темп обучения, сложность и углубление в тот материал, который наиболее интересен ребенку.
Новый закон гарантирует академическую свободу, включая свободу преподавания, свободу от вмешательства в педагогическую, научно-педагогическую и научную деятельность, свободный выбор форм, методов и средств обучения, соответствующих образовательной программе.
Но это только правовые предпосылки, которые останутся лишь бумажными нормами без человеческой инициативы. С вызовом партнерства, большей свободы, а также ответственности может справиться только педагог, не по наслышке знает, что такое когнитивная гибкость.
Отныне педагогические, научно-педагогические и научные работники имеют право на педагогическую инициативу; разработку и внедрение авторских учебных программ, проектов, образовательных методик и технологий, методов и средств, прежде всего методик компетентностного обучения; свободный выбор образовательных программ, форм обучения, учебных заведений, учреждений и организаций, других субъектов образовательной деятельности, осуществляющих повышение квалификации и переподготовку педагогических работников. Однако даже после самых продвинутых тренингов и вручения самых престижных премий педагоги возвращаются к своим коллективам, педсоветам, родительским комитетам. Они готовы сломать собственные стереотипы относительно того, каким должен быть функционал педагога, что он должен думать и говорить, от чего или от кого зависеть.
Да и в упомянутом законе «Об образовании» (ст. 54 и 57) есть несколько противоречивых норм, которые консервируют отношение к учителю как к социально уязвимой категории. В частности, речь идет о предоставлении льготных досрочных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья, а также предоставление служебного жилья в порядке, предусмотренном Кабмином. Педагогическим работникам, работающим в сельской местности и поселках городского типа, а также пенсионерам, которые раньше работали педагогическими работниками в таких населенных пунктах и проживают в них, государство согласно законодательству обеспечивает бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением в пределах установленных норм. Упомянутым работникам предоставляется право на бесплатное получение в собственность земельного участка.
Впрочем, предоставление права вовсе не означает обеспечение. Выполнение этих норм будет зависеть от дефицита или профицита бюджета, решений правительства или местных органов самоуправления. И очень часто эти решения создают множество дополнительных условий и отложенных обязательств, в что может сделать положение учителя еще более уязвимым и ограниченным с точки зрения психологии. И этот фактор значительно мощнее влияет на восприятие профессии учителя, чем искренние, но все же кратковременные флешмобы с хэштегом «учителя важны», визиты к Президенту и вручения премий в прямом эфире самого рейтингового телеканала.
Изменение статуса педагога, по-моему, в другом. Вот почему бы не расширить квалификационную границу педагога, соответственно его подготовить и предоставить ему больше прав для частной практики и консультаций? Предпосылки для этого в новом законе тоже есть. Речь идет об индивидуальной образовательной (научной, творческой, художественной и другой) деятельности за пределами учебного заведения (ст. 54). Это хорошо, но эту норму следует раскрыть шире — по крайней мере в дискурсе — и продолжить разгрузку педагога от лишней бумажной работы.
Но определяющим моментом все же станет расширение мировоззренческих и квалификационных границ. Скажем, позиционировать учителя как специалиста по человеческому развитию. Почувствуйте разницу в этих формулировках: «учитель начальных классов» и «специалист по человеческому развитию с углубленным знанием ранних стадий развития» или «учитель, преподаватель истории» vs «специалист по человеческому развитию с квалификацией исследователя общественно-исторических процессов». Для педагогов, работающих в младшей школе, упомянутое расширение квалификации особенно существенно, ведь им приходится много взаимодействовать с родителями, брать во внимание условия воспитания ребенка в семье. Без работы в таком контексте вряд ли возможна педагогика партнерства, провозглашенная концепцией Новой украинской школы.
Почему стоит учить / переучивать учителя? Критически важна осведомленность учителя о стадиях и алгоритмах развития, высокий уровень эмоционального интеллекта и эмпатии, навыки ненасильственного общения, когнитивная гибкость, навыки критического и креативного мышления, способность принимать самостоятельные ответственные решения, умение вести переговоры, знание основ фасилитации и коучинга, владение методами игротехники , проблемно-ориентированного обучения. Умение, а главное — мотивация к непрерывному обучению.
А еще стоит протестировать модели использования школьных зданий как образовательных хабов, открытых не только для школьников, но и для взрослых. В частности, это актуально для большинства районных центров, где часто полностью отсутствуют публичные пространства для общения представителей общины.
Без изменения прагматического и смыслового подходов к подготовке работы учителя все хэштеги о важности учительства и красные дорожки будут оставаться по сути паллиативной помощью.
Вам також буде цікаво:
Капитальные инвестиции — двигатель экономического роста
Затишье перед бурей: UIF готовит аналитический прогноз на 2018 год
Даниил Монин: Минимизация оттока капитала – фактор, способствующий укреплению гривны
Эксперты UIF назвали 4 сценария санкционных переговоров США и ЕС
Суд начинается с доверия
Государственное бюро расследований: возможна ли история успеха?